Техника - молодёжи 1937-02, страница 58

Техника - молодёжи 1937-02, страница 58

дачи еще более усложнились. Трансформаторные киоски в Петербурге с^жили тогда делу революции так же верно, как раньше котельные топки Баку. Владимир Ильич Ленин высоко ценил возможности Красина, говоря, что «именно благодаря своему легальному положению, он сможет сделать для партии то, чего никто из нас не может».

Чрезвычайно характерной чертой Красина была большая омелость, с какой он проводил большинство дел, нужных для партии. Он не боялся брать на себя весьма ответственные и опасные задания. «Всюду Леонид Борисович вносил принцип широкого производства. Печатная техника была поставлена им на небывалую для революционного подполья высоту. Закупка оружия, его транспорт ставились на широкую ногу. Для научных исследований ио взрывчатым веществам использованы были правительственные лаборатории. Динамит, вместо производства его кустарным способом, отдельными химиками-рево-люционерами, закупался в больших количествах в Финляндии. Широко ставилась экспроприация динамита, пироксилина из правительственных складов».

Планы конспиративной работы, которые вырабатывал Красин, часто поражали необычайной находчивостью и оригинальностью.

Вот, например, интересный эпизод, который приводит Н. К. Крупская в своих воспоминаниях о Леониде Борисовиче:

«...В разгар Московского восстания надо было доставить в Москву бикфордов шнур, которого не было у тамошних боевиков. И вот шьется шикарнейшее платье одной красавице-партийке, обматывает она себя бикфордовым шнуром и вместе с маленькой дочкой едет в Москву в первом классе. Офицеры почтительно расступаются прред красивой, шикарной дамой, — и бикфордов шнур доставляется по назначению».

В 1906 году Красин участвовал в работах IV объединительного съезда в Стокгольме и снова был выбран в ЦК от большевиков. Однако, работать в Петербурге Красину становилось все труднее, и в марте 1908 года он был арестован вместе с боевиком Грожаном.

Так как Леонид Борисович был арестован в Финляндии, где от жандармов требовали большой законности, ему посчастливилось до полного оформления обвинения через месяц освободиться. Не испытывая «долготерпения закона», Красин через несколько дней нелегально отплыл из Гельсингфорса в Европу. Лето 1908 года он использовал для партийных дел. Затем видим его в Берлине. Здесь ему иришлось сызнова создавать свою техническую репутацию. Со свойственной ему энергией Леонид Борисович взялся за это, начав с младших инженерных должностей, на низком, не обеспечивающем прожиточного минимума, окладе. Он поступает во всемирно известную электротехническую фирму Сименса, В эти годы империалистическая Германия собирала перед войной всемерно свою мощь. Ее хозяйственные деятели, в частности в области

Это собственноручный рисунок J1. Б. Красина, изображающий камеру Воронежской тюрьмы, в которой сидел Красин в 1895 году.

электротехники, мечтали о полном хозяйственном подчинении германскому капитализму всей Европы. Вальтер Ратенау, тогда глава фирмы «Всеобщая электрическая компания», а позднее министр германской республики, заявлял, что в его лабораториях имеются такие достижения, которые в ближайшем будущем сделают экономически возможным снабжение электроэнергией промышленных центров Европы из единой системы электроцентралей Германии. Это сообщало колоссальный размах технической инициативе и предприимчивости. Настойчиво учась германской технике, Красин и в этом показал свою одаренность: через 3—4 года электрические фирмы Западной Европы охотились за ним, предлагая ему десятитысячные оклады.

Летом 1909 года он еще участвует в расширенном заседании редакции «Пролетария» в Париже. Но Красин делает грубую политическую ошибку, скатившись на позиции Богданова. Это привело к выводу его из состава редакции.

К 1912 году технический вес Леонида Борисовича настолько вырос, что германская фирма смогла поставить вопрос о возвращении его в Россию. В 1912 году он приезжает в Москву в качестве Главного инженера Московского отделения акционерного общества Сименс-Шуккерт. Пребывание Красина в этой должности совпадает с электрификацией текстильной .промышленности Центрального района России, а также со строительством первой районной электрической станции в Богородске (под Москвой). В эти работы Леонид Борисович вкладывает весь свой огромный опыт, накопленный в Берлине. На монтаже Богородской электростанции он снова встречается с ее инициатором Р. Э. Классоном и Г. М. Кржижановским!

Уже во время мировой империалистической войны, в 1915 году, Красин переезжает в Петроград сначала вод фирмы Сименс-Шуккерт, а затем назначается директором-распорядителем русского правления этой мировой фирмы, которой принадлежали, в частности, вестные теперь под названием «Электросила! ктроаппарат».

Вплоть до 1917 года Леонид Борисович был в стороне от непосредственной партийной деятельности, хотя и в эти годы он помогал за свой страх и риск боевику Камо в его рискованном предприятии на Коджорском шоссе, близ Тбилиси, по освобождению заключенных товарищей.

первых же дней Великой пролетарской революции Красин, по настоянию Ленина, включился в число руководящих деятелей нашей страны, войдя в состав Совета народных комиссаров в качестве его бессменного члена до самой смерти. Этот этап деятельности Красина у всех на виду. В декабре 1917 года он участвует в переговорах о мире в Брест-Литовске. Летом 1918 года — дополнительные переговоры с Германией в Берлине. В 1918 году Красин назначается членом президиума ВСНХ. В октябре этого же года Леонид Борисович организует Центральный электротехнический совет (ЦЭС), а в начале следующего года — Электротрест. Одновременно с этим Красин участвует и в организации с августа 1918 года снабжения Красной армии в качестве председателя Чрезвычайной комиссии ио снабжению армии (Чусоснэбарм), Он входит также в только что образованный'Совет труда и обороны (СТО). Одновременно получает назначение народным комиссаром торговли и ■промышленности. А через несколько лет Красин возглавляет также и Наркомпуть, оставаясь народным комиссаром торговли. В Наркомпути Леонид Борисович организует научно-технический коми-

Наряду со своей наркомовской деятельностью товарищ Красин в качестве председателя мирной делегации в сентябре СПсков) и в декабре (Юрьев) 1919 года ведет переговоры с Эстонией, которые и оканчиваются мирным говором.

В марте 1920 года Красин был послан во главе спе циальной делегации для восстановления сношений с Западной Европой. Спустя год Красин подписал первый торговый договор между РСФСР и Великобританией. В течение этих лет Ленин пристально наблюдал за деятельностью комиссии Красина, обращая на нее внимание советской общественности и многократно отмечая ее работу в своих речах и отчетах. В 1921 году товарищ Кра

54