Техника - молодёжи 1937-02, страница 59

Техника - молодёжи 1937-02, страница 59

син был назначен полпредом в Лондоне. В том же году он участвует в работах Генуэзской конференции, и его работу там Ленин называет «непомерной, отчаянной». В это же время Красин организует внешнюю торговлю, монополизируя ее в руках государства. Он участвует позднее также в Гаагской конференций, В октябре 1922 года, борясь с неверными тенденциями среди некоторых членов ЦК, Красин, горячо поддержанный Лениным и Сталиным, выступает с тезисами Наркомвнешторга о режиме внешней торговли. В 1924 году, после восстановления сношений с Францией, Леонид Борисович назначается полпредом в Париж, где завоевывает большую популярность и горячие симпатии населения. Примером этому может служить случай на выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году, когда министр народного просвещения Франции де-Монэй удалился, смущенный восторженными овациями по адресу Красина, также осматривавшего выставку.

В 1925 году товарищ Красин снова возвратился в Лондон. Здесь он скончался 24 нря'бря 1926 года.

Такова была эта удивительная но своей красочности и содержательности жизнь революционера-большевика и знаменосца передовой техники.

Деятельность Леонида Борисовича Красина в области электротехники относится, главным образом, к тому времени, когда Россия переживала эпоху чахлого технического развития и рабской зависимости or Запада. Роль Красина в этом этапе чрезвычайно примечательна. Но и после революции ему принадлежит честь закладки первых камней в фундамент электрификации всей страны.

До революции в нашей стране центральные электрические станции, в современном понимании, существовали лишь в 4—5 городах. Когда Леонид Борисович Красин в 1900 году начинал работать в Баку, их было и того меньше, и сосредоточены они были только в Москве и Петербурге. Строительство бакинских станций, в частности в Биби-Эйбате (на Байловом мысу), ныне носящей имя Л. Б. Красина, происходило в атмосфере недоброжелательства и недоверия к новой тогда электрической технике. Тем не менее, строительство это имело такой мас-.штаб, равного которому не было,- пожалуй, на электрических станциях нашей страны вплоть до революции, кроме, разве, строительства первой районной станции «Электропередача» в Богородске под Москвой.

Но одним строительством не ограничивалась задача пионеров электроэнергетики. Надо было сломить косность «приверженцев пара», надо было внедрить в сознание, что применение электроэнергетики в нефтяной промышленности технически осуществимо и экономически выгодно,

12 марта 1904 года, во время своего приезда в Петербург по партийным делам, Леонид Борисович Красин на заседании электротехнического отдела Русского технического общества прочел доклад на тему «Электрическая передача на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова». Этот доклад, на котором присутствовала верхушка электротехнического мира и который собрал необычайно большое число слушателей, сыграл большую . роль в пропаганде электроэнергетики. В прениях выступило около 15 выдающихся электротехников.

Защищая идею электрификации нефтяной промышленности, Леонид Борисович доказал, что применение электродвигателей. высокого напряжения безопасно. Он сослался при этом на опыт экоплоатации, подчеркивая, что-несчастных случаев у электродвигателей не было. Точно так же Леонид Борисович решительно отверг соображения о мнимой пожарной опасности применения электричества на нефтяных промыслах.

В 1905—1908 годах, когда Красин заведывал кабельным хозяйством Петербурга, своими работами по модернизации сети, по переводу ее на более высокое напряжение -- 6 000 вольт — он последовательно проводил прогрессивную, революционную линию в электроэнерге-

Пройдя прекрасную выучку у германских электротехников, которые в то время были истинными хозяевами русской электроэнергетики, Красин приблизился к руководству германских фирм и, имея на него влияние, мог, хотя бы таким образом, способствовать развитию элек-.: тротехники в нашей стране. В последние дореволюционные годы влияние Красина через фирму Сименс-Шук-

Леончд Борисович Красин в последние годы своей жизни.

керт уже отчасти распространялось на «Общество электрического освещения 1886 года», которое фактически ведало электроснабжением Петербурга, Москвы, Баку, Лодзи. Красин хочет также заразить русские электротехнические круги инициативой, присущей германским фирмам, и он выступает на седьмом Всероссийском электротехническом съезде (1912—1913 гоДы) с блестящим докладом о германской электрической промышленности.

Когда в 1912—1915 годах строилась по инициативе Р. Э. Классона первая районная электрическая станция на торфу под Москвой, .Красин омог также непосредственно участвовать в этом важнейшем и принципиально новом деле. Он руководил в качестве главного инженера московской конторы Сименс-Шуюкерт монтажом этой станции и вложил в нее громадный технический опыт, накопленный в Берлине.

•Красин развил в себе до широких государственных размеров экономический подход' к техническим и хозяйственным проблемам.

Например, в апреле 1914 года он помещает в германском «Электротехническом журнале» статью «Использование водных сил в России». В этой .статье он указывает на огромное значение использования в России водных сил для производства электроэнергии. При этом он останавливается на тех трудностях, которые мешают этому использованию. В частности он указывает на отсталое законодательство о водных источниках. Красин разбирает работу правительственной комиссии по электрическому использованию водных сил в России. Приведя фактические материалы по проектам использования рек и водопадов, Красин приходит к выводу, что изыскания и строительства, намёченные комиссией, невозможны без привлечения иностранного капитала. Он зовет иностранный капитал в Россию, чтобы хоть этим путем подвинуть вперед использование огромных водных сил.

В своих воспоминаниях о «Никитиче» (партийная кличка Красина) Г. М. Кржижановский так характеризует его как инженера:

65