Техника - молодёжи 1937-04, страница 24

Техника - молодёжи 1937-04, страница 24

Этот куст пшеницы вырос из одного зерна. Способ ускоренного размножении семян нового сорта, практикующийся в институте акад. Т. Д. Лысенко, дает возможность получать до 2000 зерен из одного зерна.

гически мыслить... В Германии... еще более прочную опору доставили вспышка узкого национализма, ненависти ко всему английскому и превознесение немецкого. Будущий историк науки, вероятно, с сожалением увидит это вторжение клерикального и националистического элемента в самую светлую область человеческой деятельности..."

Теперь понятно, почему теория фашизма о природном превосходстве «высшей» расы над «низшей» использовала метафизические и формалистические установки современной генетики. Фашистская идея «природной» неравноценности классов также целиком основывается на этих установках. Даже у нас в СССР на этой почве расцвели среди генетиков теории о наследственном характере интеллигенции, о существовании естественного отбора в человеческом обществе, об улучшении человеческой породы путем искусственного осеменения и т. д.

Протест против искателей генов, против всей этой выдуманной, по существу глубоко реакционной генетической теории не мог не возникнуть в нашей советской науке. Знамя борьбы поднял человек, который сумел оценить и возродить богатейшее наследство Дарвина — Тимирязева с позиций диалектического материализма и на его основе подойти вплотную к действенному овладению природой органического мира.

Этот человек — сын украинского крестьянина, Трофим Денисович Лысенко, ныне академик. Работая с однолетними полевыми растениями, он в чрезвычайно короткий срок пришел к таким результатам, которые уже оКотательно разрушают устои современной генетики и действительно дают ключ к управлению развитием растений.

22

Есть растения озимые и яровые. В какое ры время года мы ни посеяли в поле озимую пшеницу, она не даст колоса прежде, чем пройдет ближайшая зима. Озимь обычно сеют осенью. Семена успевают взойти, зазеленеть, но тут наступает зима, молодые растения покрываются снегом и перестают расти —ждут весны. Как только растает онег, станет тепло, они снова принимаются расти и к середине лета образуют колосья с зернами. Если же посеять озимую пшеницу весной, она взойдет, из каждого зерна вырастет густой травянистый кустик, но ни одного стебля с колосом за все лето не получится.

Яровую же пшеницу сеют весной, и к осени она дает урожай. Ей не нужна зима. Даже наоборот: если посеять ее на зиму, она погибнет, вымерзнет.

Уже давно многие исследователи у нас и за границей пытались выяснить, в чем же заключается разница между озимыми и яровыми растениями, почему озимые не могут плодоносить при посеве их весной. Попытки эти, несмотря на массу различных теорий, ни к чему не приводили. Генетика же торжествовала: значит, есть ген озимости, ген яровости, и нечего тут больше искать.

Задачу решил Т. Д. Лысенко. В своих исследованиях он руководился таким основным положением: в организме нет «генов» как конкретно заданных заранее признаков озимости, окраски, кустистости и т. д. Эти признаки образуются в процессе развития организмов, в результате того или иного влияния внешних условий среды на их наследственную основу. А наследственная основа — это не ген, не особое «вещество», а вся оплодотворенная клетка, т. е. уже живой организм, который с самого начала своего существования не только предъявляет определенные требования к внешним условиям для своего развития, но может в известных пределах и приноравливаться к этим внешним условиям, изменяя таким образом свою наследственную сущность.

Т. Д. Лысенко поставил себе задачу: заставить колоситься озимь, посеянную весной. Изучая поведение разных сортов пшеницы в разных климатических условиях, он заметил, что один и тот же сорт в одном районе может быть озимым, в другом — яровым. Значит, озимость или яровость растений зависят от того, в каких условиях они развиваются. Если озимое растение, посеянное весной, все лето только растет, но не развивается дальше, т. е. не образует стеблей, колосьев и т. д., следовательно ему нехватает каких-то условий, необходимых для дальнейшего развития. Какие же это условия?

Решающие опыты были поставлены в Азербайджане в 1927 г. Т. Д. Лысенко начал делать посевы разных сортов озимых и яровых через каждые 10 дней с октября по июнь. В климате Азербайджана при его мягкой зиме это было вполне возможно.

Оказалось, что все «озимые» сорта приступают к колошению лишь в том случае, если после высева они в течение определенного времени подвергаются воздействию пониженной температуры (но не мороза). Вот условие, без которого не могут развиваться «озимые»! Вот почему они требуют, чтобы их сеяли осенью: им нужен совсем не зимний «покой», как утверждали некоторые ученые, а осенний холод, зима же совсем не нужна.