Техника - молодёжи 1937-05, страница 54

Техника - молодёжи 1937-05, страница 54

Иван Петрович

КУЛИБИН

10 апреля 1735 г. в семье нижегородского посадского человека Петра Кулибина родился сын Иван. Петр Кули-бин торговал мукой. Справляться одному в лабазе и зазывать покупателей было довольно трудно. В сыне он видел своего будущего помощника.

Сам Петр Кулибин был неграмотен, но сыну решил дать «образование». Девятилетний Иван стал бегать к дьячку; выучившись читать и бегло считать на счетах, он, по мнению отца, был вполне подготовлен к торговому делу.

Но отец просчитался в своих расчетах: не вышло из Ивана хорошего помощника, не любил он торговли. В свободную минуту, он прятался за мешками с мукой или убегал в сад и мастерил там из палочек и дощечек разные диковинные штуки и игрушки. Отец бил его за это, ломал все его флюгера, мельницы, толчеи, но мальчик был упорен и снова мастерил еще более замысловатые вещи.

Двенадцатилетний мальчик построил в саду на ручье игрушечную водяную мельницу, которая действовала совсем как настоящая, и самодельные каменные жернова с успехом мололи зерно.

Через два года более сложное гидротехническое сооружение вышло из-под рук Ивана и впервые примирило его с отцом. Был у них в саду, небольшой пруд со стоячей гнилой водой. Иван решил сделать его проточным. Он соединил пруд канавкой с чистым ручьем, устроил солидную плотину с шлюзами, и в результате вода в пруду стала чистой, и рыба в нем перестала дохнуть.

Иван много читал, особенно увлекался Ломоносовым. Судьба ученого-самоучки была близка мальчику, и он хотел ему подражать.

Больше всего Ивана интересовала техника. Каждый вновь увиденный механизм вызывал у него одно желание— узнать, как он устроен.

В его родном городе, Ни жнем-Новгороде, на Строгановской колокольне были большие часы с боем, вызывавшие у Ивана постоянное восхищение. Он подолгу просиживал на этой колокольне, желая мысленно проникнуть в сложный механизм часов. Но разгадать их тайну он не мог.

Однажды, зайдя к соседу, он увидел на стене только что привезенные из Москвы деревянные часы. Восторг его и преклонение перед «механизмом» были настолько велики, что сосед разрешил ему взять эти часы на два дня домой. Изучив механизм и срисовав все части, Кулибин решил сам сделать такие часы. Но его постигла неудача: вырезанным при помощи простого ножа колесикам и другим частям нехватало точности, — собранные часы не пошли.

Необходимых для этого дела инструментов в Нижнем купить было негде. Но Ивану Кулибину помог случай. Городской ратуше нужно было послать в Москву кого-нибудь из посадских людей по судебным делам.. Наиболее грамотным из всех оказался 16-летний Иван Кулибин. Приехав в Москву, он в первый же день познакомился с одним часовщиком и все свободное время проводил в его мастерской. Часовщик в несколько дней обучил талантливого ученика часовому делу и продал ему свое старое поломанное оборудование: резальную машину и лучковый токарный станок.

Вернувшись домой, Кулибин сразу же починил машину и станок и принялся за работу. Появление первых его

Т. КАРАВАЕВА

деревянных часов с кукушкой превратилось в шумное событие в Нижнем Новгороде. Кулибина- быстро завалили заказами. Освоившись с этой работой, он решил итти дальше и начал делать медные часы. На вырученные деньги он купил карманные часы, разобрал их и сам смастерил такие же.

В 17 лет он был единственным часовщиком в Нижнем. Заказов было так много, что Кулибин, даже взяв помощника, сидел над ними дни и ночи. Но работа простого ремесленника его не удовлетворяла: он был в душе изобретателем, а на творческую работу у него нехватало ни времени, ни средств. Отец его умер, и на руках Ивана Петровича осталась большая семья.

Мысль Ивана Кулибина постоянно работала над различными усовершенствованиями и новшествами. Так, однажды возникла у него идея сделать небольшие часы с «репетициями», как тогда называли различные представления. Но мало того что работа над такими часами потребовала бы массу времени, материалами для них должны были служить золото и серебро. Все это было не под силу Кулибину, й, опечаленный, он однажды рассказал о своей несбыточной мечте своему приятелю, купцу Ко-стромину. Последний быстро смекнул, что и ему может быть польза от осуществления такой удивительной вещи, и предложил Кулибину следующее: часовщик отказывается от всех посторонних заказов, переезжает со всей семьей и подмастерьем жить к купцу на всем готовом, купец дае+ ему средства на все необходимые материалы и инструменты, а когда часы будут готовы, они вместе отвезут их в подарок царице, Кулибин согласился на эти условия и принялся за работу.

Для изготовления огромного количества мельчайших деталей замысловатых часов у Кулибина готовых инструментов не было. Их тоже приходилось изобретать и мастерить самому. Вдвоем с подмастерьем Пятериковым они становились то слесарями, то столярами, то лепщиками, то литейщиками. Работа подвигалась медленно, часто встречались различные осложнения, да, кроме того, живой ум Кулибина не мог не откликаться на появлявшиеся в то время технические новинки, и он на время забывал свои часы. Так, однажды он узнал, что в Нижний привезли из-за границы электрическую машину. Кулибин сейчас же пошёл на нее посмотреть, подробно ознакомился с ее устройством и решил сам сделать такую же. Эта машина отняла у него много времени, так как не только металлические части, но даже стекло для диска ему пришлось отливать самому. Наконец, машина, ни в чем не уступавшая заграничной, была готова. Это была первая электрическая машина, сделанная в России.

В другой раз он увидел телескоп и микроскоп, тоже привезенные из-за границы. И опять он принялся сам делать такие же аппараты.

Вей трудность заключалась в том, что у Кулибина не было нужных знаний, и ему самому каждый раз приходилось «открывать Америки», давно уже открытые другими. Он опытным путем доходил до различных физических и химических законов, сам придумывал метод расчета и благодаря своей гениальной интуиции разрешал труднейшие механические задачи.

Для изготовления сложных оптических приборов нужны прежде всего специально отшлифованные стекла. Поэтому Кулибин начал с того, что смастерил шлифовальный станок и научился шлифовать чечевицы. Затем он сделал себе лупу и по собственным чертежам и расчетам