Техника - молодёжи 1937-05, страница 56

Техника - молодёжи 1937-05, страница 56

Самоходное судно И. П. Кулибина. Машина его должна была работать силой течения.

Изобретения Кулибина идут непрерывным потоком. Им были сделаны часы, которые показывали месяцы, дни недели, числа, часы, минуты, секунды, «течение луны в шаровидной фигуре и течение солнца»; он смастерил металлический термометр, градусы на котором указывались на особом циферблате; он сконструировал целый ряд астрономических приборов, оптический телеграф и т. д.

В 1779 г. Кулибин устроил фонарь, в котором горела только одна восковая свеча, а сзади нее была расположена вогнутая граненая плоскость, на гранях которой были наклеены маленькие зеркала. Отраженные от них лучи не рассеивались, а выходили одним общим лучом, благодаря чему сила света усиливалась в 500 и более раз. Это был прообраз современного прожектора. Свет от этого фонаря был виден за 30 км.

Кулибин приспособил такие фонари для маяков, для кораблей, для освещения фабрик и мастерских, длинных коридоров и карет. Петербургская знать завалила его заказами. Но это увлечение скоро прошло, и заказчики не собирались выкупать своих заказов, чем сильно подорвали и без того весьма неважное материальное положение Кулибина. Обещанной тысячи рублей в год на опыты ему не выдавали, и Кулибину приходилось покупать материалы и платить мастерам из своего скудного заработка. Он влезал в долги, что его сидьйо тяготило. Поэтому он вынужден был делать различные автоматические игрушки и другие мелочи, которые давали бы ему средства к жизни и возможность работать над серьезными - вещами.

В 1782 г. сбылась заветная мечта Кулибина: он построил самоходное судно, машина которого должна была работать силой течения и приводить в движение судно даже против течения и при противном ветре. Такие суда с успехом могли заменить парусные и уничтожить тяжелый труд бурлаков.

Во время испытания погода была ветреная, но, несмотря на это, судно, представлявшее собой большую груженую барку с двумя колесами по бокам, шло быстро против сильных волн и ветра. Двухвесельный ялик не мог его обогнать. Народ на берегу Невы неистовствовал от восторга и кричал «ура».

Самоходные суда могли произвести целый переворот в речном судоходстве, но все прогрессивные новшества были несовместимы с консервативной природой феодально помещичьего строя. Даже в дореволюционной прессе от ^ечались эти противоречия. Так, в «Нижегородских гу бернских ведомостях» за 1893 г. мы читаем: «Все те про , екты и планы, которые носили серьезный характер и 1 ли бы иметь общественное значение, оставались только или на бумаге, или в моделях. Практические результаты имели только проекты, касавшиеся некоторых мелких удобств жизни или прямо служившие для развлечения и увеселения петербургской толпы».

Прежде чем хлопотать о применении своего судна, Кулибин решил еще усовершенствовать его, но различные заказы постоянно отвлекали Ивана Петровича от любимо-

Очень остроумно разрешил Кулибин задачу освещения длинного и темного коридора в Царскосельском дворце. Коридор этот пробовали освещать многими лампами, «но копоть, от них происходящая, производила какую-то мглу, еще хуже пустой темноты». Кулибин развесил в этом коридоре целую систему зеркал, при помощи которых всему коридору передавался дневной свет, а вечером свет от одной большой лампы.

Вскоре Кулибину пришлось показать себя и на другом поприще. У некоего поручика Непейцына под Очаковым оторвало выше колена ногу. Несколько лет он ходил на деревяжке. Потемкин как-то в шутку сказал Кулибину, что. хорошо бы Непейцыну приделать новую ногу. Но Кулибин заинтересовался этим всерьез. Он засел за изучение анатомии, а через три месяца весь Петербург облетела весть, что у поручика Непейцына выросла новая нога. В гостиных, где появлялся поручик, он был центром

внимания, его заставляли вставать, садиться, ходить и даже танцовать. Все это он проделывал, не касаясь рукой ноги, которая при помощи шарниров сама сгибалась в колене и в ступне. Сделана эта нога была из тонкого металла, обложена пробкой и обтянута замшей.

Через несколько лет, еще более усовершенствовав свои протезы, Кулибин представил их специальной комиссии докторов. Комиссия одобрительно отнеслась к этому изобретению.

Но общими похвалами дело и кончилось. Чиновники в министерствах замораживали все важные проекты и изобретения Кулибина, а высокие «покровители» интересовались больше механическими безделушками.

Один предприимчивый француз купил у Кулибина искусственную ногу, увез ее во Францию и выдал Наполеону за св<гё изобретение. Ему сейчас же была заказана большая партия таких ног, по 300 рублей за штуку. И через некоторое время в Россию стало ввозиться из-за границы это истинно русское изобретение. Настоящий изобретатель оставался в безвестности. У него уже не в первый раз воровали его изобретения: так, один из академиков, проведав о кулибинском проекте одноароч-ного моста, целиком его использовал и выдал за свой, сделав модель раньше Кулибина. Но во время испытания Кулибин заметил небольшую подпорку, после устранений которой модель рухнула.

Трудно даже перечислить все интересные работы и изобретения Кулибина.

На улиияу Петеобуога как-то появилась странная тележка, которая ехала без лошади. В тележке сидели два третий Стоял сзади и попеременно поднимал рычаги, которые передавали движение За тележкой Кулибина ходили целые толпы. Это был прообраз современного велосипеда. Кулибин уже собирался доложить о своей «самокатке» в Академии, но прочел в газетах о подобном же изобретении за границей — и не стал опубликовывать своего.

В России из-за отсутствия механизации не умели делать больших зеркальных стекол. Поэтому все большие зеркала выписывались из-за границы за большие деньги. Кулибину предложили заняться механизацией стекольного производства на государственном заводе в Петербурге. Универсальный характер его творчества позволял надеяться на успех и в этом деле. И действительно, он придумал две машины, с помощью которых можно было изготовлять большие зеркальные стекла.

Кулибин изобрел огромные зажигательные зеркала, карманные астрономические часы-хронометр, починил купленную Петром 1 машину — планетариум, — которая во время пожара в кунсткамере была повреждена, и никто ее не мог исправить, разработал проекты водяных мельниц без плотин, занимался граверной работой, составил проект здания в 60 сажен шириной и любой длины без столбов, изобрел электрофоры и т. д.

Но,.,%есмотря на все свои изобретения, гениальный самоучка оставался в тени. Не имея дворянского звания, он зависимое и бесправное положение и всегда ну-

Фонарь - прожектор, изобретенный И. П. Кули-биным. Свет этого фонаря был виден за 30 км.

54