Техника - молодёжи 1937-09, страница 61

Техника - молодёжи 1937-09, страница 61

НА ДИРИЖАБЛЕ Н СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

ОТ РЕДАКЦИИ

4 июля 1896 г. была сделана первая попытка дойти до Северного полюса воздушным путем. Шведский инженер Андрэ с двумя спутниками вылетел с острова Шпицбергена на аэростате «Орел«. Управлялся аэростат Андрэ с помощью гайдропов — приспособление, не очень надежное. Через 13 лет, уже в то время когда был накоплен некоторый опыт строительства дирижаблей, американский журналист Уэлман предпринял второе воздушное путешествие к полюсу на аэростате, снабженном моторами.

Мы печатаем в сокращенном виде описание экспедиции Уэлмана, сделанное одним из ее участников, Н. Е. Поповым.

План Уэлмана, как и Андрэ, заключался в том, чтобы, поднявшись на острове Шпицбергене, на широте почти 80°, дойти по воздуху с попутным ветром до полюса (это дистанция около 1100 км). Уэлман собирался пройти в том же направлении еще 2 тыс. км и спуститься на берегах Аляски. Нечего и говорить, что задача пройти свыше 3 тыс. км, да еще в неизвестных атмосферных условиях над совершенно неисследованной областью, для того времени была исключительно трудной.

Американский инженер Ваниман стал строить дирижабль «Америка» еще в 1906 г. «.Америка» была испытана впервые летом 1907 г., но при первом же подъеме оказалась слишком слабой: при моторе в 80—85 л. с. собственная скорость дирижабля была всего около 30 км в час. «Америка» даже не смогла самостоятельно вернуться к пункту подъема. Тогда Ваниман стал строить дpvгyю «Америку», дирижабль более мощный,— именно тот, который описан Н. Е. Поповым.

По конструкции «Америка» представляла собой дирижабль полужесткого типа, с мягкой яйцевидной оболочкой емкостью около 9 тыс. куб. м. К оболочке в брюшной части примыкала длинная решетчатая металлическая ферма. Снаружи ферма была затянута тканью, а внутри ее были установлены рядом два мотора, работавшие каждый на свой винт. Нижняя, основная балка фермы была полой и служила вместилищем для бензина. Капитанский мостик на носу, трюм в середине и руль высоты на корме фермы завершали оборудование дирижабля. Никакого особого оперения на оболочке не было, что, конечно, сильно отражалось на устойчивости аэростата.

В техническом плане Ваниман возлагал большие надежды на тяжелый гайдроп, весом 700 кг.

Гайдроп — длинный тяжелый канат — сильно облегчает ведение аэростата над ровной местностью, если конец его волочится по земле —по суше или по воде. Вес каната регулирует высоту полета.

Внутри такого гайдропа Уэлман упрятал продовольственные запасы. Предполагалось, что, идя по льдам На этом гайдропе, аэростат сэкономит на расходовании газа. Но, очевидно, столь грузный гайдроп был подвешен совершенно неудовлетвори-

Неудавшаяся полярная экспедиция отнюдь не остановила Ванимана. 15 октября 1910 г. он поднялся на дирижабле «Америка» около Нью-Йорка, чтобы лететь через Атлантику. Аэростат продержался в воздухе без малого трое суток. Он опустился в океане, и экипаж его был подобран проходившим пароходом. После этого Ваниман построил в Америке еще один дирижабль — «Акрон». «Акрон» трагически погиб в пробном полете 2 июля 1912 г., похоронив с собой изобретательного конструктора и его четырех спутников.

Автор описания Н. Е. Попов, вернувшись с Шпицбергена, занялся авиацией. Он взял несколько первых призов, участвуя на авиационных состязаниях в Каннах и Ницце. Весной 1910 г. он вместе с пятью иностранцами приехал на первые в России авиасостязания—«Первая Петербургская авиационная неделя». Здесь Попов тоже выделялся смелостью своих полетов. Он летал на «Райте» самого первого типа — на полозьях, без колес. Н. Е. Попов остался, чтобы сдать русскому военному ведомству два биплана Райта. Облетывая один из них в Гатчине, авиатор сильно разбился и полуинвалидом выехал за границу, где и умер.

Остов дирижабля оАмерика». Нижний пояс фермы, в виде длинного полого цилиндра, служил резервуаром для бензина. В середине — Ваниман, на переднем плане, слева — Н. Е. Попов.

Н. Е. Попов.

В 1908 г. я ехал в Англию, в рыбацкий городок Грэт Гримсби, чтобы изу-чиф навигацию и стать капитаном, ибо решил организовать экспедицию к Северному полюсу на особом моторном судне.

Теория дела очень проста. Но книгам я стал капитаном уже через три недели. Но чтобы свыкнуться с морем и с управлением корабйем, я стал ходить с рыбаками в океан, в Исландию, в бурные, зимние месяцы.

Моряки — люди простые и чудесные. Они часто останавливали машину на ночь, ибо не было известно, куда направлять судно. Ждали зари... Крепко спали, а скорлупа наша, раскачиваемая, как щепка, носилась по воле ветров и морских течений.

Но в мире рождалось нечто более заманчивое, нежели оба полюса вместе со всеми океанами. Люди полетели на крыльях. Братья Райт увлекали все сердца.

Поехал на выставку в Лондоне, Воздушный корабль Уэлмана «Америка», предназначенный для экспедиции к Северному полюсу, занимал там главное место.

В Париже беседовал «с братьями Вуа-зенами, с А. Фарманом, с Луи Блерио. Навестил Ванимана.

Ваниман занимался, главным образом, воздушным кораблем для экспедиции Уэлмана. Я поступил к Ваниману в рабочие для постройки и последней монтировки его воздушного корабля.

«Возьмут ли меня лететь на полюс?» был мой первый вопрос при поступлении на службу. Ваниман ответил искрен-но... Он посмотрит, что я вообще за человек и как я работаю, а затем с приездом Уэлмана они вместе решат этот вопрос.

Основой нашего воздушного корабля, его килем, был длинный металлический цилиндр с бензином, составленный из отдельных кусков. С боков его была расходящаяся в обе стороны решетка. Это— трюм. Над ним — два двигателя («ВМУ» и «Дитрих-Лоррэн») по 100 л. е., с двумя пропеллерами с каждой стороны. Позади, поближе к рулю, —мостик для капитана и кормчего.

Ваниман придумал гайдроп в виде гибкой кишки из толстой кожи длиной в несколько десятков метров. Гайдроп был обит бляхами, как кожа змеи че-шуею. Внутренность кишки была предназначена для помещения запасов пищи— около 700 кг. Корабль должен был тащить свой змеевидный и легко скользящий гайдроп по снегу. Это позволило бы избегать излишне высоких подъемов, когда лучи солнца нагреют газ, и уменьшило бы потери газа, т. е., в конечном счете, сделало бы более продол-

69