Техника - молодёжи 1937-10, страница 16

Техника - молодёжи 1937-10, страница 16

Там, где над песчаной, выжженной солнцем, высушенной ветрами землей подымались только небольшие безлесные горы, ныне высится Магнитогорский металлургический завод.

ели считать от Гринвича, то примерно 26-й меридиан коснется западной границы нашей страны. 30-й меридиан проходит через Ленинград, недалеко от Киева и Одессы.

Землю Франца-Иосифа, Урал, Кара-кум пересекает линия меридиана 60-го. 90° восточной долготы — это гигантский бассейн Енисея. И дальше на восток страну пересекают 100-й, 110-й, 120-й, 150-й, 180-й меридианы. 180-й меридиан— граница восточного полушария. Но крайняя восточная граница страны дальше. Она — у берегов Берингова пролива, где острия мыса Дежнева почти касается 169-й меридиан западного полушария.

Крайний север страны — Земля Франца-Иосифа — на параллели 82-й. Крайний юг — у песчаной афганской границы, недалеко от 36-й параллели.

В мире нет другой такой страны.

Издавна славились ее богатства. Но царская Россия погрязла в долгах. Долги эти даже служили мерилом сокровищ, залегавших в беспредельных недрах страны. В старых справочниках писали:

«Если оценить приблизительно открытые до сих пор месторождения, то получится цифра, в несколько раз превышающая цифру нашего государственного . долга».

Золото брали там, где было легче-Почти не искали рудных месторожде ний, пробавлялись вторичными месторо ждениями — золотыми россыпями, ветре чавшими'ся в долинах рек и ручейков Машин для золотой промышленности н делали, а когда очень уж было нужно просто разрешали чужестранным про мышленникам ввозить их беспошлинно

Иностранные капиталисты наживались на южном металле, иностранцы сосали бакинскую нефть.

Наиболее разведанными были соляные богатства страны. Часто с них и начинали перечисление запасов недр.

«Богатства эти так велики, что только исследованных запасов каменной соли хватило бы на весь мир на сотни лет,— сообщал солидный «Брокгауз». — Несмотря на это, добыча соли и торговля ею никогда не могли принять в России таких размеров, чтобы удовлетворять только нуждам самой страны, не говоря ул<е о вывозе за границу. Напротив, сама Россия издавна пользуется привозной солыо, что продолжается и поныне: окраинам России, преимущественно западным, выгоднее получать соль из Португалии или Великобритании, чем из Оренбургской или даже Харьковской губернии».

Двадцать лет назад великий трудолюбивый народ впервые почувствовал эту страну своей. Впервые после этого народ познал свою землю, впервые раскрыл и заставил служить себе ее невиданные сокровища.

Только большевики разведали йедра земли. Мы знаем теперь, что в недрах нашей страны 6376 млн. т нефти. Лишь восемь лет назад разведанных запасов ее было в шесть раз меньше. Новые нефтеносные площади открыты в старом Баку, в Грозном, в Майкопе и на Эмбе:

Чусовская нефть на Урале, Нефтедаг в Туркмении, и нефть Стерлитамака, нефть на Печоре и даже в Заполярье, «а мысе Нордвик, — об этих районах и не

помышляли раньше. Мировые ресурсы ' нефти — 7 075 млн. т. И только так называемые «доказанные» наши запасы составляют больше половины нефтяных богатств всего земного шара.

Колоссалыны наши угольные запасы. Уже сейчас по сравнению с 1913 г. они возросли в семь с лишним раз —с 220 млрд. т до .1 600 млрд. Уже сейчас по угольным запасам мы уступаем только США. А геологи наши уверены, что с новыми разведками еще более возра- "I стут угольные запасы' СССР.

Не тот'уже Донбасс. До революции он был единственным источником угля на всю Россию. Большевики раздвинули- ] границы Донбасса — к юго-востоку, се- : веру и западу — далеко за прежние гра- ', ницы.

Мы открыли новые запасы угля под-московного и уральского. Смешными : кажутся теперь карликовые масштабы ,<] дореволюционной Караганды. Кузнецкий ] бассейн и Минусинский, Иркутский и Канский, обширный Тунгусский бассейн, Л залежи угля на Дальнем Востоке — Б у- | рея, Осиновское, Бухенское и Хунрарий- | ское месторождения, угленосный запад- J ный берег Камчатки — все это разведано . после революции, развязавшей колоссаль- 1 ные производительные силы страны.

Не было в царской России сланцевой j промышленности. Запасов гррючих j сланцев никто не подсчитывал. А сей- j час уже подсчитаны запасы б 25 447 388 тыс. г. А все предполагаемые j запасы оцениваются примерно в 55 млрд. т. |

В пять с половиной раз по сравне- | Мйю с 1913 г. увеличили мы запасы j железной руды, открыв новые месторождения. Железной руды в стране» 10 772 млн. т. А вместе с железистым»'; кварцитами наши запасы железа дости- | гают 260 млрд. т, превышая ресурсы j железа в остальных частях мира — 240—• 245 млрд. т.

Марганца у нас больше, чем где бы i то ни было. У Никополя, в Чиатурах, j в Свердловской области, в Башкирии сосредоточено около трети всех мировых ! запасов марганца.

Сравнительно недавно стали мы иссле-J довать отечественные месторождения j хромита — с начала первой пятилетки. ; За семь лет запасы хромистых железняков увеличились более чем в восемь > раз—с 1967 тыс. до 16154 тыс. т.

Более чем в двадцать семь раз выро-. ели запасы меди — с 627 тыс. г в 1913 г. ' до. 17 072 тыс. т теперь. Дегтяринское и I

Там, где степь расстилалась вокруг бьющегося в порогах Днепра, .возникло I величественное сооружение Днепровской электростанции.

14