Техника - молодёжи 1937-10, страница 67

Техника - молодёжи 1937-10, страница 67

СИМОНОВ

г" ла. Жизнь возвращается к человеку: щеки розовеют, дыхание заметно подымает | ;€го грудь, удары пульса становятся ров-| нее и чаще. Больной уже «проглотил» i литр крови, но этого мало — при таком | состоянии и такой сложной операции нужно массивное переливание, до четы-Црех литров. И перед операцией, и под ;. ножом хирурга, и двое-трое суток помеле. операции беспрерывно длится это

• переливание. Оно производится «капельным методом»: человека наполняют кро-

; вью очень осторожно и постепенно, по 60—80 капель в минуту.

— Вы спрашиваете, что было бы с больным, если не дать, ему кровь? Более чем вероятен перитонит и смертельный ■i исход. Ткани были до такой степени j истощены, что без переливания крови f они не могли бы жить. Представим себе,

■ что даже сделана операция и, вопреки

* всему, больной не умер на столе. Тогда , швы его расползутся в первые же сутки.

;; Ткани не смогут срастись, наступит I смерть. Как видите, этого не случилось, и в хронику нашего института мы занесем еще один случай успешного пере: \ ливания крови, взятой от трупа.

А некоторое время спустя родные и друзья встречают своего товарища, вы-| писывающегося из института. Он возбу-

■ жден... Он вынимает листки анализов и радостно показывает всем цифры гемоглобина— 68%. С таким гемоглобином жить да жить!

Очень давно оценили люди могущество крови. Уже жрецы древнего Египта и Ассирии производили попытки переливания крови. Мы в праве предполагать какую-то долю правды и в мифе о Ме-I; дее, чародейке, возвращавшей людям жизнь, молодость и красоту путем пере-( ливания, или трансфузии, крови, как го-

ворят врачи. I Средние века, с их гнетом церкви и I раздробленной жизнью замкнутых в се-бе государств, были периодом некоторо-I го застоя естественных наук, в том чи-I еле и наук о человеке, тем паче, что церковь проповедывала аскетизм, презрение к красоте телесной, смирение перед болезнями, ибо они исходили тоже от бога. Недаром один из русских мра-; кобесов писал про «простого» человека, что «ежели бы господь не нагонял на него болезней, то он едва ли когда ; вспомнил о боге».

Г В 1657 г. французский посол в Лондоне де Бордо взял кровь у преступника, Г приговоренного к смертной казни, и влил ее тяжелобольному. В это же время было еще несколько попыток трансфузии. Однако техника хирургии была очень невысока, и часто переливания кончались неудачно, В конце XVII века I французский парламент вообще запретил эти операции. Это неудивительно, по-( скольку хирургическими операциями кобычно занимались цырюльники. | Но идея переливания крови не была Ввабыта, и в конце XVIII столетия Гуфе-ланд писал в своей «Макробиотике» (наука о продлении жизни) о благодетельном йлиянии переливания крови.

Около тридцати лет назад переливание крови получило, наконец, научно обоснованную методику. Георг Гриль предложил вводить кровь непосредственно из артерий дающего кровь донора в вены человека, получающего эту кровь. Незадолго до этого Ландштейнер установил границы тех групп, на которые делится кровь: ведь до этого бывали случаи, что кровь, взятая от совершенно здорового человека, убивала того, кому она вливалась. Ландштейнер, а позднее Янский и Мосс точно разграничили все группы крови, и теперь на основании совершенно объективных признаков можно устанавливать совместимость крови донора и больного.

Но как быть, если нет под руками донора? Если есть донор, но его кровь другой группы? Если даже нашелся донор и подходящей группы, но больному надо влить три-четыре литра крови, а весь запас крови у донора пять литров? Нельзя же обескровить одного для спасения другого. А есть ли время на поиски шести-семи доноров одинаковой группы, когда нужна огромная доза крови, нужна сверхсрочно?

И хирург Юдин, блестящий техник и дерзкий экспериментатор, говорит своим помощникам:

— Мы возьмем трупную кровь.

Десять лет назад такой опыт произвел на агонизирующих собаках харьковский

профессор Шамов. Семь лет назад Сер- > гей Сергеевич Юдин, соединяя тщатель- ( ную проверку ученого со смелостью изобретателя, перелил трупную кровь само-■ убийце, открывшему себе вены в ванне. ■ Профессор вернул человеку жизнь и до- • казал продуманность своего эксперимента, на который косились тогда очень • многие. Так «операция отчаяния» стала • операцией надежды. Теперь, после 2 500 . успешных переливаний, трупная кровь в • институте имени Склифасовского мирно I хранится в комнатных ледниках. Труп- • ная, казалось бы мертвая, кровь стала • фактором жизни. В ней как бы воплоти- il лась давнишняя мечта народа о живой • и мертвой воде.

Даже когда человек умирает, он не : превращается мгновенно в застывший i труп. Нет! Движение, великий круговорот материи, продолжается в этом теле. Центральные органы — сердце и мозг — уже застыли навеки, но какая-то инерция продолжает двигать отдельные части организма. На мертвом лице прорастают волосы, на руках и ногах увеличиваются ногти, а кровь остается живой еще 7—8 часов после смерти человека.

Юдин и его помощники—доктора Скундина, Бочаров, Баренбойм — развили технику и теоретически обосновали проблему переливания трупной крови людям.

Кроль людей, погибших внезапно, оказалась для переливания не хуже, чем

61

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Кровь иж под ногтей

Близкие к этой страницы