Техника - молодёжи 1938-03, страница 46

Техника - молодёжи 1938-03, страница 46

П. НИКИТИНА (Пятигорск)

Химик КОММУНИСТ

Карл ПОГ.ПШИ Г

■ одном из своих писем Энгельс . I отмечал, что Карл Шорлеммер— после Маркса «самый видный I 1 человек в европейской социали-"^Н стической партии». К этой характеристике можно смело добавить, что Шорлеммер был вместе с тем одним из самых видных ученых второй половины XIX столетия.

Его имя по праву занимает свое место в блестящей плеяде химиков-органиков, творцов современной синтетической химии, какими являются Либих, Бутлеров, Кекуле, Зинин, Дюма, Бертло, Жерар. Он завершил этот ряд великих создателей органической химии XIX столетия и открыл своими работами новую эру — эру современной химии.

Вместе с тем светлое имя Шорлеммера навсегда сохранится в истории борьбы пролетариата как имя преданного коммуниста, верного сподвижника Маркса и Энгельса.

Научное творчество Шорлеммера совпадает с тем временем, когда выковывалась и окончательно сформировывалась марксистская теория, постоянно проверяемая в огне непрекращающихся классовых боев. Шорлеммер был одним из немногих товарищей Маркса, которые читали в рукописи том I «Капитала»,/ Он видел, как открытые Марксом и Энгельсом законы развития человеческого общества и науки подтверждались поступательным ходом истории и прогрессом естествознания.

Особая; заслуга Карла Шорлеммера пего время крупным естествоиспытателем, который всей своей практической и теоретической работой сознательно содействовал торжеству марксистских методов исследования в области химии и естествознания вообще. Он был единственным великим химиком, который сознательно применял методы диалектического материализма. 1

Энгельс в своем некрологе о Карле Шорлеммере писал: «Он был единственным выдающимся естествоиспытателем своего времени, который не пренебрег изучением тогда всеми презираемого Гегеля, которого он сам высоко ценил. И вполне справедливо. Кто желает совершить кое-что в области теоретического общего естествознания, тот. должен рассматривать явления природы не как неизменные величины, — что делает большинство, — а как изменчивые, текучие А этому еще и поныне легче всего научиться у Гегеля».

Шорлеммер не скрывал своих философских и партийных убеждений, а наоборот, доказывал, что, только применяя

вскрытые Марксом и Энгельсом, можно действительно двинуть науку вперед. И это положение он подтвердил своими блестящими экспериментами и историческими работами. Именно в силу этих открытых партийных выступлений в науке с защитой и пропагандой марксизма, именно в силу того, что Шорлеммер никогда не порывал с практической работой революционера-коммуниста, буржуазные историки всячески пытались обойти молчанием его замечательную творческую деятельность. Самые «объективные» из них рассматривали его работы в области химии только с очень узкой точки зрения, как ряд чисто экспериментальных работ, не связанных единством и стройной теорией. Наиболее ясно и неприкры-.то эту точку зрения высказал биограф Шорлеммера Шпигель, который писал!; «Имя Шорлеммера для потомства будет сиять в свете человека науки, а не выступать как имя одного из партийных людей». Другая категория буржуазных историков предпочитала вообще обходить молчанием научные заслуги Карла Шорлеммера, как бы не замечая их. Они скорее согласны перенести упрек в искажении фактов, нежели отказаться от своей классовой ненависти к химику-коммунисту

Но трудящимся Советского Союза, воспринявшим и осуществившим великие идеи марксизма, которые некогда вдохновляли Карла Шорлеммера в его борьбе и творческой работе, облик этот химика-коммуниста особенно дорог и близок. Мы должны изучать его жизнь, его мысли, его творческое наследство, единственными наследниками которого ; по праву.

I арл Шорлеммер родился в Гер-) маленьком провинци-городке Дармштадте

130 сентября 1834 г. В этом городке прошли вся его й ученические, годы, полные тяже бот, разочарований и лишений. Его отец, Иоганн Шорлеммер, был 'столяр. Он был обременен большой семьей и с нетерпением ждал, когда подрастет старший сын Карл, который мог бы ему помогать в содержании семьи.

Закончив четырехклассное училище, Карл, по настоянию матери, проучился еще три года в высшей ремесленной школе, находившейся в том же городке. Отец, угнетенный постоянной нуждой, торопил Карла с окончанием и предлагал ему поскорее выбрать какую-либо определенную профессию, которая обеспечила бы некоторый дополнительный зарабо-

Несмотря на то что Карл с самого начала своего ученичества проявлял выдающиеся способности к науке, он был вынужден в силу материальной необеспеченности бросить свои любимые занятия и поступить на работу. Он поступает учеником в аптеку.

С работы за аптекарским столом начинали многие крупнейшие химики конца XVIII и начала XIX столетий. И во вре-

Инж. Д. ГАМБУРГ

мена Шорлеммера аптека служила еще местом, где постепенно накоплялся химический опыт, где люди приучались к химическому эксперименту, получали лабораторную практику и подход к изучению химических явлений. Благодаря отсутствию развитой химической промышленности именно из anreif черпался материал . для развития и обогащения химических знаний. Аптеки часто служили своеобразной школой химических кадров.

Очень скоро благодаря своим необычайным способностям Карл Шорлеммер получил звание аптекарского ученика. Не имея возможности целиком отдаться учебе, он решает, не бросая работы, продолжать свое образование. Для этого он переселяется в старинный университетский город Гейдельберг, где в то время читал лекции по химии знаменитый ученый Роберт Бунзен. Шорлеммер работает в аптеке, а в свободное время неустанно пополняет свои знания по химии. Прослушанные в университете лекции он закреплял практической работой за аптекарским столом, а глубокой ночью погружался в чтение старинных фолиантов; особенно его увлекала история химических знаний.

В то время в Гиссене работал знаменитый химик Либих. Своими новыми методами преподавания, оригинальным подходом к химическим проблемам, острой борьбой do старыми, обжившими теориями в химии он привлекал сердца молодежи. В Гиссен к Либиху тянулась наиболее прогрессивная учащаяся молодежь. Сюда приехал и Карл Шорлем-.

Из лаборатории Либиха вышло много славных химиков, которые искали и нашли новые пути для развития науки, которые смело порывали с отсталыми традициями. И одним из наиболее талантливых среди них был, несомненно, Карл Шорлеммер.

Учеба Шорлеммера в Гиссенском университете продолжалась недолго. Шорлемме-ру приходилось работать в труднейших условиях. В Германии свирепствовала жесточайшая реакция. Исключительный . закон о социалистах Бисмарка душил всякую свободную мысль. За 12 лет существования этого драконовского закона в Германии было запрещено около полутора тысяч печатных изданий. Тюрьмы были переполнены лучшими представителями рабочих, крестьян и интеллигенции. Свободомыслящие ученые были, вынуждены покидать свое малопривлекательное отечество, о котором чрезвычайно метко писал великий немецкий, поэт Генрих Гейне, запрещенный в современной фашистской Германии: Проклятье отечеству, родине лживой,

А в это время в Англии открывались богатейшие возможности для работы молодых химиков либиховской школы, вооруженных новыми, наиболее передовыми теориями и методами работы. Шорлеммер покинул Германию и уехал в Англию. Здесь он поступил сначала ассистентом к химику Августу Смиту, а затем к профессору Оуэнского коллед-

бв

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Научные статьи по истории карл великий журнал

Близкие к этой страницы