Техника - молодёжи 1938-03, страница 49

Техника - молодёжи 1938-03, страница 49

а

с»

■ф

3

Фактами из истории химии, блестяще оправдавшимися предсказаниями структурной теории, фактами из практики . химической промышленности Шорлеммер доказывал, что формулы если в настоящее время целиком и не отражают истинного строения веществ, то постоянно к нему приближаются и что правильно построенная теория помогает познать истинное, реальное строение тел. Мы знаем, насколько правильны и глубоки были эти утверждения Шорлеммера как диалектика-материалиста. Современная химия имеет в своем распоряжении такие мо'Щные методы исследования, которые позволили ей обнаружить реальность атома, измерить его, узнать его массу, определить расстояние между отдельными атомами в молекуле и т. д.-Современная физическая химия позволяет изучать расположение атомов в пространстве и доказывает реальное существование различных форм строения молекул и атомов.

сследования и открытия Шорлеммера наложили большой от-аток на науку его времени и на работу крупнейших хими-

В начало органической химии в качестве ее» исходного пункта Шорлеммер кладет простейшие углеводороды, или парафины. Он представляет далее всю органическую химию как процесс постепенного усложнения вещества — от простейших его форм до самых сложных.

Эти положения Шорлеммера были приняты всеми крупнейшими химиками. Например, Менделеев в своем учебнике органической хИмии, вышедшем до работ Шорлеммера, начинает с кислот как исходных начал органической химии. Но уже в более позднем труде, «Основы химии», он полностью присоединяется к идеям Шорлеммера и при изложении основ t органической химии начинает также с простейших углеводородов.

Работы Шорлеммера поставили органическую химию на прочный научный фундамент и принесли самому исследователю мировую славу крупнейшего химика своего времени. Его исследования были произведены с такой точностью и полнотой, что «с' того времени, — замечает известный историк органической химии Гребе, — не найдено ни одного факта, который изменил бы это положение», Шорлеммер знаменует собой поворотный момент в развитии химических воззрений. Без его работ невозможно было бы создать современные графические формулы, являющиеся мощным орудием органической химии, или выработать рациональную химическую номенклатуру, которая навела порядок в накопившемся химическом материале и придала ему стройную систему.

На основе исследований Шорлеммера стало возможным то мощное развитие синтетической химии, которая в наше

Современная химия доказала при помощи тончайших физико-химических методов не только реальное существование молекул и атомов, но и их размеры и расположение в пространстве. Эти два рисунка показывают, как расположены в пространстве атомы углерода в кристалле алмаза (левый рисунок) и как расположены атомы углерода и водорода в сложной молекуле бензола, органического соединения, находящегося в . продуктах перегонки камен-» ного угля (правый рисунок).

время обогащает человечество целым рядом новых веществ. Научная теория, выработанная на основе работ Шорлеммера', дала возможность видеть взаимную связь химических соединений и предсказывать свойства новых, еще не открытых соединений, а также способы их получения.

Всеми этими достижениями в широчайших масштабах пользуется современная промышленная химия. Синтез спиртов из водорода и окиси углерода, синтез сложнейших красителей, синтез уксусной кислоты, синтез бензина — все это примеры получения сложнейших продуктов из простейших исходных составных частей.

Торжеству новой теории органической химии немало помогал и сам Шорлеммер как педагог и историк. По учебникам, написанным его рукой, воспитывались целые поколения химиков во многих странах, в том числе и в России,, где его учебник был переведен с предисловием величайшего русского химика Бутлерова, который очень высоко ценил научные работы Шорлеммера. Шорлеммер вместе с английским профессором Роско издал подробный многотомный учебник химии. Этот учебник представлял собой наиболее полное подведение итогов всему развитию химической науки того времени. Шорлеммер много занимался и вопросами истории химии, которой он увлекался еще со школьной скамьи. Он написал блестящий курс истории химии. Эта книга также издана в СССР.

В 1871 г. Шорлеммер за свои научные заслуги был избран членом высшего научного учреждения Англии — Лондонского королевского общества. Этой . чести удостаивались лишь очень немногие из крупнейших мировых ученых. Тремя годами позже он занимает специально для него созданную в Оуэнском колледже кафедру органической химии. Вскоре после этого он избирается почетным доктором Глазговского университета в Шотландии. Затем он получает почетные звания и в других научных учреждениях.

Лишь реакционная Германия не признает величайших заслуг Шорлеммера. Немецкая полиция подвергает его гонениям и преследованиям за коммунистические убеждения. Шорлеммер был уже крупнейшим ученым с мировым именем, когда однажды стал главным действующим лицом в эпизоде, который Энгельс передает в следующих словах: «Шесть или семь лет тому назад поехал он из Швейцарии в ДармштаДт, В это время где-то попался в руки полиции ящик с «Социал-демократом» цюрихского изготовления. Кто иной мог провести эту контрабанду, кроме профессора — социал-демократа? По полицейским понятиям, химик — это ведь во всяком случае научно выдрессированный контрабандист. Коротко сказать — был произведен обыск у его матери, у его брата. Но профессор оказался в Гехсте. Немедленно дана была телеграмма; явились туда

о обыском, но при этом нашли нечто совсем неожиданное, именно английский паспорт. Дело в том, что после издания в Германии закона о социалистах он принял английское подданство. Перед этим- английским паспортом полиция спасовала: дипломатические осложнения с Англией все-таки нежелательны. Таким образом, финалом этой пьесы был громкий скандал в Дармштадте, который на ближайших выборах доставил нам по меньшей мере 500 новых голосов».

Так описывает Энгельс один из случаев, характерных для тупой ненависти немецких властей к великому химику.

В личной жизни Шорлеммер был очень скромным человеком, избегал всякой рекламы и шумихи вокруг своего имени. Он работал не покладая рук, с колоссальной настойчивостью и рвением; с большим уважением относился он и к труду других. Его биограф с удивлением отмечает следующий случай как курьезный не только для эпохи Шорлеммера, но и вообще для нравов буржуазной научной среды. Однажды для проведения одной из своих работ Шорлеммер пригласил к себе в лабораторию молодого немецкого студента-химика. Он оплатил этому студенту его поездку и жизнь в Манчестере. После успешного окончания работы Шорлеммер опубликовал ее за именем своего молодого научного сотрудника. Это необычайно чуткое и бережное отношение к чужому труду, стремление выдвинуть молодых талантливых работников, товарищеская помощь им были неотъемлемыми чертами благородного характера" Шорлеммера.

К своей работе Шорлеммер всегда относился с величайшей страстностью, с огромным увлечением. Энгельс вспоминает, как Шорлеммер в разгар своих работ с мало изученными тогда парафинами часто приходил израненный осколками разорвавшихся колб, реторт и другой посуды, в которой он производил свои исследования. «Только своим очкам он обязан тем, что не лишился при этом зрения», замечает Энгельс по этому поводу. Эта величайшая страстность в работе, преданность делу пролетариата, огромная эрудиция Шорлеммера а области химии и других наук были основой крепкой дружбы с ним Маркса и Энгельса.

После смерти Маркса дружба Шорлеммера £ Энгельсом еще больше окрепла. Они совершили вместе поездки в Америку и Норвегию. В 1892 г. Шорлеммер умер. Энгельс сам возложил на его могилу венок с красными лентами.