Техника - молодёжи 1938-06, страница 37

Техника - молодёжи 1938-06, страница 37

Шщщшт

Майор Е. БОЛТИН Рисун ни А. КОКОРИНА

уйти из-под огня, бомбардировщики сбросили свои бомбы, не долетев до места назначения. Но и это не помогло: вскоре** один из подбитых «юнкерсов» загорелся и рухнул на землю, за ним последовал «хейнкель». Фашисты не выполнили своей боевой задачи, обратившись в позорное бегство, и потеряли два самолета,

Трудно описать энтузиазм республиканских бойцов, наблюдавших картину этого боя! К батарее потянулись делегации от частей во главе с поварами, несущими из своих кухонь лучшие блюда в подарок зенитчикам.

Огонь зенитной артиллерии заставил интервентов летать на больших высотах: безнаказанная бомбардировка с высот 500—1000 м, ранее применявшаяся ими, стала невозможной. Пришлось подыматься на высоту 3,5—5 км, а это, естественно, снизило меткость бомбометания.

После того как один из бомбардировщиков попал под огонь зенитной артиллерии и взорвался от детонации собственных бомб, фашистское командование издало приказ: сбрасывать бомбы немедленно и куда попало, как только самолеты оказываются в зоне зенитного обстрела.

Фашистские летчики стали избегать полетов в районах, 'прикрытых зенитной артиллерией; но республиканские зенитчики так умело маневрировали, что всегда оказывались именно там, где враг надеялся пролететь безнаказанно.

Успешно действовала зенитная артиллерия также и ночью. Когда у зенитчиков не было прожекторов, они стреляли, ориентируясь по звуку самолета. Именно таким

способом 26 марта 1937 г. были уничтожены два самолета интервентов, совершавшие нападение на Алкала де Энарес.

Однажды фашисты решили во что бы то ни стало уничтожить особенно мешавшую им батарею в районе Эль Пардо. Ночью, ориентируясь по вспышкам выстрелов орудий, восемь фашистских самолетов трижды бомбардировали батарею с высоты 1000—1200 м. сбросив более 100 крупных бомб разных калибров. Батарея ни на минуту не прекращала огня, выпустив около 100 снарядов; лишь перед началом третьей бомбардировки, когда фашисты сбросили множество мелких зажигательных электронных бомб, ярко осветивших батарею, командир батареи п-рекратил огонь и увел людей в укрытие. После этого фашисты улетели, видимо, уверенные в успехе; между тем зенитчики не понесли потерь ни в людях, ни в материальной части.

Неверие в успешность зенитной стрельбы буржуазные горе-теоре-тики обосновывали цифрами времен мировой войны. Известно, что в 1916 г. французская зенитная артиллерия израсходовала на каждый сбитый самолет в среднем 16 тыс. снарядов; английская артиллерия в 1917 г. — 3 тыс. снарядов, и даже лучшая зенитная артиллерия того времени — американская — тратила в 1918 г. в среднем 620 снарядов на каждую жертву своего огня. «Противники» зенитной артиллерии, отрицая ее могущество, подчеркивали, что за годы, истекшие после мировой войны, тактические данные авиации возросли в д©а-три раза, между тем как зенитная артиллерия якобы осталась почти на том же уровне.

А что 'показал опыт войны в Испании?

За период с 20 марта по 1 апреля 1937 г. зенитная артиллерия центрального фронта 17 раз вела огонь по самолетам. В результате было израсходовано 1 тыс, снарядов и сбито 6 самолетов. Таким образом, на каждый сбитый самолет в среднем было израс

ходовано 165 снарядов. Надо полагать, что средняя цифра расхода снарядов при массовом подсчете не превысит этого количества. Следовательно, сейчас эффективность зенитного огня поднялась примерно в четыре раза по сравнению даже с лучшими показателями мировой войны, и это несмотря на огромное увеличение скорости и маневренности воздушных целей.

Но роль зенитного огня определяется все же не количеством сбитых целей, а резким ограничением свободы действия мятежной авиации, стеснением ее маневра и понуждением к отказу от ряда боевых задач.

Огонь зенитной артиллерии полностью себя оправдал, и сейчас едва ли кто-нибудь отважится отрицать его действенность.

Мы рассказывали о борьбе с бомбардировщиками. Но опасным врагом для войск и, в частности, для пехоты является не только бомбардировщик, но и штурмовик, действующий на малых высотах. Он не только угрожает пехоте своими бомбами и пулеметами, но и обладает всеми преимуществами внезапного нападения. Моральное же действие штурмового налета исключительно велико.

В борьбе против штурмовиков и истребителей, нападавших на войска с малых высот, республиканская народная милиция вначале оказалась столь же бессильной, как и против бомбардировщиков. Но борьбу с бомбардировщиками вскоре приняли на себя истребительная авиация и зенитная артиллерия; со штурмовиками же войска должны были научиться бороться сами.

И они научились стрелять по воздушным целям. Нередко ружей-но-етулеметный огонь * сбивал самолеты мятежников, атаковавших на

«Ш.