Техника - молодёжи 1938-07, страница 22i куклы в любом В результате такой прерываемой по кадрам съемки на кинопленке получается движение кукольных актеров, разложенное на отдельные фазы. При проекции на экран эти фазы быстро сменяют одна другую и сливаются в движение, кажущееся непрерыв-" ным благодаря способности нашего зрения удерживать полученные впечатления, а также способности нашего мышления дорисовывать недостающие фазы-. Посмотрим, как -устроены эти забавные куклы, которые разыгрывают на экране такие выразитель-, иые и сложные сценки. Мультипликационные куклы делаются в небольших масштабах. Высота обычной человеческой фигурки — 20-—22 см. По материалу, из которого они изготовляются, куклы делятся на мягкие и жесткие. Первые имеют в основе скелет, обтянутый сверху паклей, материей, кожей или резиной. Эти внешние иаращения на скелете, придающие ему ту или иную форму, иногда заменяются пластелином или мягким воском. Жесткие объемные фигурки делаются целиком из дерева и папье-маше. Их конечности соединены с туловищем помощью шарнирных суставов и могут принимать ряд произвольных положений. Чаще всего система шарнирного крепления у таких жестких кукол делается в форме чашечных суставов, соединенных друг с другом при помощи тугих резинок. Эти резинки, прицепленные за крючочки, притягивают один сустав к другому, увеличивают сцепление между ними и удерживают конечное положении, какое им будет придано. Жесткие куклы удобнее для съемки, но более схематичны и угловаты по сравнению с мягкими, поэтому они применяются главным образом в рекламных-короткометражных фильмах и чаще всего для изображения насекомых, птиц и-животных; для человеческих же фигурок, которые богаты разнообразными выразительными движениями, делаются скелеты. Проще всего изготовить скелет куклы из мягкой проволоки, которая сверху обтягивается жгутиками пакли и несколькими слоями трикотажной материи. Однако такой скелет непрочен. В тех местах, которые подвергаются частому изгибанию, проволока быстро обламывается. Чтобы облегчить замену сломавшихся конечностей, у таких кукол грудная клетка и таз изготовляются иногда из дерева или алюминия и снабжаются винтовыми зажимами. Для каждой т кой куклы имеется несколько пар «запасных» конечностей, которыми легко можно заменить i отломав-^ шиеся руки и ноги кукольных актеров. Скелеты из гнущейся проволоки применяются т ко для персонажей, исполняющих незначительные, эпизодические роли. Главные же «герои», совершающие наиболее сложные движения, имеют обычно жесткий шарнирный скелет, позволяющий производить с ними самые разнообразные манипуляции. Лучше всего действуют скелеты, построенные на шариковых шарнирах, которые дают возможность выгибать и вращать конечности во всех направлениях. Все эти шарниры и вспомогательные приспособления для изменения мимики и поло одеждой, которая делается i . креп-де-шина и тонкой фланели. Эти материалы об-, j ладают свойством давать тонкие складки на изгибах I конечностей и придают внешнему виду куклы боль- | шую естественность. ! Особенное внимание уделяется голове и лицу куклы. Головы кукол делаются жесткими или эластичными,. Жесткая голова обычно вырезается из дерева, к ней прикрепляются детали, которые могут шевелиться — нос, подбородок, уши, глаза. Эти детали прикрепляются на резинках, которые играют здесь ту же роль, что и в чашечных суставах, и туго удерживают де- j таль в том или ином положении. Таким образом^ лицу «героя» можно придавать самые различные выражения. Эластичные маски изготовляются из пластелина или отливаются в гипсовых формах из легко дефор-j мирующейся массы. Чтобы изменить выражение лица, такую эластичную маску приходится подлеплять перед съемкой каждого нового кадра. Мимические средства у такой головы довольно ограниченны. Рассмотрим несколько остроумных приемов, с помощью которых до J стигаются различные эффекты в объемной мультипликации и облегчается труд мультипликаторов-кукловодов. При съемке фильма «Новый Гулливер» режиссер Птушко применил ме-' тод «сменных масок». Для каждого из главных персонажей была зато- |