Техника - молодёжи 1938-07, страница 23товлена целая серия голов соответственно различным фазам мимики и движения рта. Эти головы приставлялись к кукле в определенной последовательности. Таким образом можно было легко и быстро получить любое выражение лица. Некоторые «герои» имели до двухсот различных, голов, причем каждая из них использовалась по нескольку раз. В фильме «Новый Гулливер» действовало около 3 тыс. кукол. В отдельных массовых сценах при-'полторы тысячи кукол одновременно. В этих случаях сцена разбивалась на секторы, пС пять-десять кукол в каждом. Каждый такой сектор Ж SD обслуживался отдельным кукловодом. .Jnteair'д>- Чтобы облегчить кропотливую съемку кукол, осо- jgmjUSJfa бенно в тех случаях, когда происходит какое-либо массовое цикловое движение (ходьба, бег, марширов-ка), для съемки второстепенных персонажей приме- ^■^■И® няется метод «объемных перекладок». Вместо того тищ) чтобы изменять положение и позу куклы, мультипли- v, ^^ катор заменяет ее целиком и подставляет новую фи. \ч V. гурку того же персонажа, которой уже заранее при- Ш дано требуемое положение. К HL Пусть, например, надо снять маршировку лилипу- ' СЩ Црд 1 тов. Предположим, что каждый шаг лилипута разлагается на шестнадцать фаз. Заранее заготовляется на каждую фазу шестнадцать соответствующих фигурок одного и того же лилипута. Подставляя их последовательно, получим на пленке законченный шаг. После шестнадцатой фигурки снова подставляется первая, и цикл начинается сначала. Для массовой маршировки заготовляются по стандарту десятки и сотни таких однотипных кукол. Если голова лилипута остается при ходьбе без изменения, то в таких случаях одна «постоянная голова» поочередно приставляется к каждой из шестнадцати сменных фигурок. Иногда в объемном фильме приходится прибегать к двойной съемке. Как, например, показать лилипутов, стреляющих из пушки? Ведь нельзя снять огонь и дым выстрела прерывной съемкой. В этих случаях сначала снимают выстрел нормальной съемкой, заве- ____^ сив фон и закрыв фигурки черным бархатом. Затем /У"""^? пленку отматывают назад и, убрав черный бархат, приступают к съемке лилипутов-артиллеристов по отдельным кадрам. В тех местах, где при съемке выстрела находился черный бархат, пленка осталась нетронутой, заснялись. только огонь и дым, выходя- JL щие из жерла. При вторичной же съемке на пленку попадают пушка, фон и артиллеристы. В общем, по- ^iFK tiBi' лучается комбинированный кадр, который дает на j -fS экране полное впечатление стреляющих из пушки , ш^^Чк С помощью черного бархата снимались в «Новом ЯНИ^щ Гулливере» и те сцены, где ч<ивой артист действует IWttL вместе с лилипутами. Артист; снимался на фоне чер- Рт ного бархата. Все его движения были рассчитаны на In ЧЬ будущее «включение» в эту сцену лилипутов. Сня- Щ Ян гая таким образом пленка проявлялась, отпечатыва-лась, и затем через ее позитивное изображение, на- ^д® ^.8' ложенное на новую негативную пленку, снимались "" куклы-лилипуты. Совмещение этих изображений давало полную иллюзию одновременной игры артиста и кукол. , После того как объемный фильм заснят и смонти- ^ рован, его озвучивают. Для этого заснятый фильм aj^v'^-i проектируется на экран. Тут же, в павильоне, нахо-ssg- F* Дится оркестр, исполняющий музыкальное сопрово-, ждение. Дирижер руководит оркестром, следя одно-r^fflj^W^St'j временно за всеми действиями, происходящими на экране. Звук записывается - на пленку через .микро- ■№ Таким же путем записывается и текст фильма. ЧШЯЯр:, Приглашаются артисты, которые говорят и поют за * кукольных актеров, подгоняя, свое речевое сопрово- ЩЦ Ш ждение под мимику куклы. Затем фонограмма и изо- йУ ж Сражение отпечатываются на общую пленку. Теперь забавные куклы на экране :тановятся совсем «ж№- Ш BL выми»: они не только движутся —они поют, кричат • и разговаривают. |