Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 66

Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 66

Байкал —это одно из самых замечательных озер земного шара. Словно гигантский сосуд, наполненный кристаллически чистой водой, лежит Байкал среди опоясывающих его мощных горных хребтов. Высота его над уровнем моря — 455 м. Очертания озера напоминают колоссальный серебристый серп, длина которого равна 623 км, а ширина колеблется от 20 до 85 км. По площади водной поверхности (34 тыс. кв. км) Байкал занимает восьмое место среди озер мира, а по объему воды (23 тыс. куб.км) — второе, уступая только Каспию. Дно его лежит на глубине 1741 м — на 766 м ниже, чем дно Каспийского моря. Это — самая глубокая озерная впадина земного шара. Прозрачность воды Байкала изумительна. Опущенный в озеро белый блестящий круг виден на глубине 12—20 м, а местами и 40 |И, в то время как обычно в озерах он не виден уже на глубине 4 — 7 м. Это громадное озеро действует как гигантский аккумулятор тепла, смягчая холодную зиму и жаркое лето. Так, например, в декабре на Байкале, у Ушканьих островов, средняя температура воздуха около —10°, в то время как за байкальскими горами, в 100 км от озера, в Улан-Удэ она падает до —27°. Замерзает Байкал в январе, а вскрывается в середине мая.

Своеобразен растительный и животный мир Байкала: более двух третей растений и животных озера нигде, кроме Байкала, не встречаются. Здесь можно встретить и обычные виды растений, отличающиеся особой формой, например байкальскую черную березу, остроли-. стую осину, флагообразную лиственницу и т. п.

64

Побережья Байкала поражают необьк чайной красотой и живописностью: грандиозные горные цепи, увенчанные пирамидами и острыми пиками, причудливые скалы; сталактитовые пещеры и мраморные гроты; извилистые берега и бухты; горные озера и звонкие быстрые реки, мчащиеся из ущелий гор и спадающие в Байкал гирляндами водопадов; хвойные леса и разноцветные ковры лугов.

«Славное море, привольный Байкал» был свидетелем бесстрашных восстаний бурят-монголов против царских захват-чиков в XVII в. и героической борьбы трудящихся Прибайкалья с японскими интервентами в кровавые дни колчаковщины. Звучными песнями, красочными легендами овеян Байкал.

К востоку и юго-западу от этого изумительного озера-моря раскинулись обширные пространства Бурят-Монгольской АССР. По величине своей территории — •> 350 тыс. кв. км — она равняемся Эстонии, Латвии, Литве, Чехословакии и Дании, вместе взятым.

Еще в глубокой древности здесь жили оседлые рыбаки^ охотники, скотоводы. С течением времени открытые степи и лесные просторы заселили многочисленные тюркские народы и ветви монгольских племен. В XII—XIV вв. произошло формирование бурят-монгольской народности, занявшей почти всю территорию от р. Оки (притока р. Ангары) до Онон-ских степей.

С середины XVII в. Бурят-Монголия становится порабощенной колонией царизма. Бурят-монголы платили русскому царю ясак (дань) и подати дорогой пушниной («мягкой рухлядью») — соболями —

.. • Царские сатрапы изгоняли

бурят из плодородных речных долин на сухие засолоненные степи. Захват царизмом земель бурятского трудового крестьянства развернулся с новой силой в конце XIX и начале XX в. В течение тридцати предреволюционных лет быро отобрано переселенческими чиновниками у предбайкальских бурят 1263 тыс. десятин — больше половины земель сельскохозяйственного пользования.

По стопам царского самодержавия шли попы-миссионеры и купцы-мародеры, которые спаивали отсталых туземцев и за бесценок покупали у них дорогую пушнину и скот. Бурятский народ жил под гнетом не только царских чиновников, русских купцов и попов, но и «своей» феодально-родовой знати («ной-онства»), кулачества и духовных, мракобесов— лам (буддийских монахов) и шаманов. Бурятские нойоны принуждали крестьян обрабатывать свои земли, косить траву, огораживать жилища и покосы, перевозить при кочевках юрты. Они занимались «темными поборами*" и ростовщичеством, отбирали скот, произ-. водили публичные порки. Ламские дацаны (монастыри) владели землями и скотом, обирали трудящихся для того, чтобы содержать многочисленную армию лам, и являлись рассадником социальных болезней среди бурятского населения. Лам было в восемь раз больше, чем бурят, учащихся в начальных школах.

Жили бурят-монголы в войлочных и деревянных юртах. Пола в войлочных юртах не было, и юрты стояли прямо на земле; свет проникал через отверстие вверху, оставленное для выхода дыма от разводимого в юрте огня. В этих задымленных, утлых юртах жила до революции значительная часть бурятского населения Забайкалья.

Буряты вели кочевой образ жизни, переселяясь со скотом и юртами в течение года не менее двух раз. Скот содержался круглый год на подножном корму, хотя большинство бурят имело не только покосы, но занималось также и земледелием. Но земледелие в Бурят-Монголии, в том числе и у русского населения, было крайне отсталое. Соха, деревянная борона, серп, коса — таковы были орудия производства. Огромные целинные земли оставались невозделанными, зарастая сорняками.

Эвенки и сойоты — охотники и олене-воды* живущие в таежных районах, — целиком зависели от скупщиков пушнины. Русская деревня находилась во власти царских урядников, кулаков и .ростовщиков. Бурят-Монголия прозябала во мраке невежества. Грамотных среди бурятского населения было не более 3—4%. Социальные и эпидемические болезни, этот страшный бич, занесенный в Восточную Сибирь колонизаторами, уносил ежегодно немало жертв.

Царизм превратил Прибайкалье в место каторги и ссылки. Декабристы, польские повстанцы, народовольцы, пролетарские революционеры-большевики проходили «по диким степям Забайкалья», закованные в кандалы.

Великая социалистическая революция освободила трудящихся Бурят-Монголии от векового гнета. После освобождения Восточной Сибири от белых банд и ино