Техника - молодёжи 1939-01, страница 19

Техника - молодёжи 1939-01, страница 19

нее фигуры высшего пилотажа: она прекрасно делает «бочки», перевороты, «петли», «штопоры», виражи, боевые развороты. Эта маленькая и экономная машина, обладающая хорошей маневрен ностью, могла бы с большой пользой найти применение в нашей аэроклубной авиации. На этом миниатюрном самолетике возможны не только короткие учебные полеты в районе аэродрома, но и рейсы по маршруту. Эта машина показала свои удовлетворительные качества в спортивном перелете Москва — Севастополь.

Летом прошлого года я справлял в воздухе своеобразный юбилей — испытывал сотый опытный самолет. Машина представляла собой последнее слово авиационной техники.

Летая на этой прекрасной машине, я вспомнил тот первый опытный самолет, с которого началась моя деятельность летчика-испытателя. Какой огромный путь прошла за эти несколько лет наша советская авиация! Как далеко шагнули мы вперед!

И в то же время, испытывая эту машину. я убедился, как много надо мне еще поработать, несмотря на свой опыт, навыки и знания, чтобы не отставать и быть на уровне нашей высокой авиационной техники.

Двухместный самолет, испытанный т. Стефановским. Этот самолет занял первое место среди двухместных машин.

старается ухватить штурвал стабилизатора, но безуспешно. На помощь спешит инженер, они вдвоем наваливаются на штурвал. Я начинаю быстро сбавлять и увеличивать количество оборотов мотора. Механик бросается к рубильнику, выключает его. но электромотор не останавливается. Тогда механик хватает клещи и. закусив ими провода, изо всей силы рвет их. Электромотор, наконец, выключается. Самолет неторопливо начинает опускать нос.

Я приземляю корабль, экипаж выходит на землю. Мы вновь и вновь оглядываем машину и не можем нарадоваться тому, как удачно кончилась вся эта история, так похожая по своему началу на катастрофу.

Очередной самолет, который мне предстояло испытать, поистине отличался оригинальностью. Он покоился на одном колесе. Чтобы удержать самолет в равновесии, под его крыльями были устроены своеобразные костыли. Колесо и костыли в полете убирались. Машина предназначалась для скоростных гонок и была тщательно зализана. Стеклянный колпак кабины был сведен почти на-нет. стойки и шасси укорочены до минимума. Все это, сокращая вредное сопротивление самолета и улучшая его аэродинамические качества, в то же время создавало много трудностей для летчиков. Из-за невысокого стеклянного колпака

летчик был лишен хорошего обзора. Так как стойки шасси были укорочены, весь самолет очень мало возвышался над землей. Как только при взлете или посадке самолет чуть-чуть поднимал хвост, винт машины грозил зарыться в землю. Летчик вынужден был стартовать и финишировать буквально с трех точек.

Много хлопот было и с костылями. Их часто срывало, и летчик садился на одно колесо. В таких случаях самолет был похож на цирковой велосипед. Он мчался по аэродрому, и летчик, балансируя крыльями, старался удержать самолет в равновесии. Бывало и так, что единственное колесо самолета вбиралось, и тогда машина садилась на фюзеляж.

Тем не менее конструктор своего достиг — самолет действительно развивал огромную скорость и в то время по скорости считался наиболее выдающимся.

Интересный самолет сконструировал т. Гриоовский. Самолет имел небольшой мотор, в 45 л. с.

Я занял единственное сидение в этой машине и принялся за ее испытание. Несмотря на то, что самолетик этот по размерам1 равнялся всего лишь «воздушной блохе», я проверял его с таким же воодушевлением', с каким мне приходилось испытывать мощные бомбардировщики, штурмовики и разведчики.

Первые же полеты на этой машине показали, что она послушно выполняет

Первый скоростной советский самолет *ХАИ-1».

Среди самолетов, которые мне дове- I лось испытывать, пожалуй, наиболее ди- j ковинным является самолет-бесхвостка, I самолет-парабола. Машина такого типа 1 была известна миру еще на заре совре- I менной авиации, задолго до создания I нынешнего хвостатого самолета.

В поисках наилучшей формы летатель- I ного аппарата некоторые конструкторы i обратились к природе. Форма семени явайской пальмы цанония явилась свое-Ч образным прообразом будущего планера, 1 а затем и самолета-бесхвостки.

Какими преимуществами обладают та- j кие самолеты? В обычной машине полез- < ную подъемную силу создают крылья, 1 остальные части необходимы для прида- ] ния самолету устойчивости. Это та часть 1 фюзеляжа, которая соединяет хвостовое ] оперение с крылом, затем руль глуби- 1 ны, руль направления, стабилизатор. Эти ! части самолета создают вредное сопро- \ тивление. Стремление конструкторов ] уменьшить вредное сопротивление приве- I ло к применению убирающегося шасси, капотированию мотора и т. д. Все же, несмотря на это, вредное сопротивление j

Самолет-бесхвостка, или летающее крыло, обладает минимальным вредным J сопротивлением. Вполне понятно, что са- 1 молет-бесхвостка значительно легче та- I кого же хвостатого самолета, и поэтому 1 он может поднять больше полезного 1 груза.

Однако до последнего времени создание ] самолетов-бесхвосток тормозилось тем, t что самолеты такого типа не обладали в полете хорошей устойчивостью и маневренностью из-за отсутствия хвостового оперения. Сложную проблему устойчивости летающего крыла удачно решили советские конструкторы.

Мне пришлось испытывать бесхвостки конструкции инж. В. А. Чижевского и Б. И. Черановского. Особенно хорошие результаты показала бесхвостка конструкции т. Чижевского. Машина эта хо-рошо набирала высоту, отлично выполняла виражи. Испытания этого самолета показали, что на нем возможны полеты с брошенными рулями. По простоте управления эта машина ни в чем не усту^—, пает даже такой машине, как «У-2». На этой бесхвостке мне удалось выполнить | фигуры высшего пилотажа.

Испытания показали, что бесхвостые самолеты имеют большое будущее.

18