Техника - молодёжи 1939-01, страница 20

Техника - молодёжи 1939-01, страница 20

Гунгер был изгнан, и его место занял молодой талантливый металлург Д. Виноградов. Он вместе с Ломоносовым обучался за границей и был в большой дружбе с великим русским ученым. Виноградов горячо берется за дело. Он широко использует советы Ломоносова и

ставит серьезные, научно продуманные лабораторные и производственные опыты. В короткий срок он добивается нужного ему состава фарфоровой массы из русских глин и устанавливает режим ее обжига.

В 1752 г. Виноградов выпускает книгу «Точное наставление порцелинного дела», которая является в Европе первым трудом по технологии фарфора. С тех пор производство русского фарфора идет вперед большими шагами. Русский фарфор успешно конкурирует с саксонским, а по художественной отделке даже превосходит его. Замечательные русские художники с огромным искусством и любовью расписывают многочисленные изделия из фарфора. Эти изделия вошли в мировую историю фарфора как неповторимые уникумы.

Но. затеянный для придания «блеска и величества» царскому двору, сам завод представлял собой убогую кустарную мастерскую — «фарфоровую богадельню», как прозвали его рабочие.

После пролетарской революции тоскующие о прошлом представители буржуазно-дворянской культуры пророчат гибель в нашей стране фарфоровому производству, скульптуре, художественной росписи.

1918 г. За широкими окнами магазина на Невском проспекте в Петрограде были выставлены первые советские изделия из фарфора. Прохожие подолгу задерживались у интересной витрины. На нежной глазури тонких белых ваз Чудесно играли световые блики. Причудливая золотая вязь орнамента сплетала вензель: РСФСР. Горели красные звезды. Жизнерадостная скульптура изображала людей, рожденных революцией. Вместо разодетых маркизов, пастушек и розовых амуров здесь были матрос, красноармеец, милиционер, партизан с звездой на папахе. На фарфоре стояла марка завода им. Ломоносова, бывшего так недавно императорским...

От царских чиновников завод получил тяжелое наследство: низкие, темные и тесные помещения цехов, старое оборудование и кустарные приемы работы.

Еще очень давно, девять веков тому назад, европейские завоеватели, далеко проникшие на Восток, увидели там странную посуду... Белая, блестящая, она звенела, как металл. Эта посуда была сделана из китайского фарфора.

Много усилий прилагали европейцы, чтобы открыть секрет чудесного «пор-целина», как назвали они тогда этот невиданный материал. Все попытки были безрезультатны. Крепко хранили китайцы свой замечательный секрет. Стоимость фарфора достигала баснословных разменов. Только цари и крупные феодалы могли позволить себе роскошь есть на фарфоровых тарелках. Черепки разбитой посуды знатные дамы носили на своих шеях, как самое дорогое украшение...

Рассказы самих китайцев о производстве фарфора только запутывали дело. Они говорили, что их посуда делается из той самой глины, из которой сделаны луна и звезды. Путешественнику Марко Поло (XIII в.), который прожил в Китае 26 лет, китайцы говорили, что делают эту посуду из глины, которую находят в глубине земли. Глина эта будто бы 40 лет подвергается действию солнца и дождя — мокнет, сохнет, выветривается. после чего опять закапывается в землю, снова выдерживается и только после этого пускается в обработку.

Только в начале XVIII в. двум фабрикам в Европе —■ Мейссенской и Венской—удалось разгадать вековые секреты производства китайского фарфора. Но и эти фабрики тщательно засекретили свое производство, стремясь быть монополистами такого выгодного дела.

В России в 1744 г. на пустынных топких берегах Невы возникли строения «порцелинной мануфактуры». Первой русской фарфоровой фабрике нужно было справиться с производством, секреты которого не были известны. В качестве «технического руководителя» был приглашен саксонский мастер Гунгер. Ловкий проходимец и невежда долго водил за нос царских чиновников — за 4 года «экспериментирования» фабрика не выпустила ни одного годного изделия.