Техника - молодёжи 1939-04, страница 33W flw 4 f Bpouf/i свое Mejrfje/iwoe копиг в BpTpy.3jVT,OKyrflBtbHA тумяном, . внв;дпно низвергнулся up него Янтарь-одушевленный предмет, по *ТПГУ Hf ппптпг'п 1 г 1 ■ в. СМИРНЯГИН а Е. ЦИТОВИЧ О МО, Гром и молния! Эти величественные явления издавна поражали воображение человека. Связанные с грозой несчастья — пожары и смерть от удара молнии — давали повод первобытному человеку видеть в грозе проявление особой, «божественной» силы. Жрецы и церковники всех времен и религий использовали эти явления для создания легенд, устрашающих человека. Вот как, например, пытается объяснить грозовые явления древняя индусская религия, запечатленная в книге Вед. Книга Вед —это один из древнейших литературных памятников. В ней изложены песнопения и сказания, возникшие более чем за тысячу лет до нашей эры. Среди индийских богов того времени особым почетом пользовался бог Индра, «восседавший на трехглавом слоне».. Гроза представлялась древним индусам, как схватка Индры с его злейшим врагом — богом Вртра. Вртра — это воздушное чудовище, которое стережет небесные воды и по своей злобе держит их взаперти. «Стоя высоко в воздухе, — говорится в книге Вед, — бросил Индра свое метательное копье в Вртру. Этот, окутавшись туманом, внезапно низвергнулся на него, но Индра острым оружием одолел врага». Битва их так страшна, что вся природа дрожит и небо освещается молниями. В конце концов Индра все же побеждает и заставляет своего врага излить дождем на землю небесные воды. С молнией связан также один из замечательных мифов древней Греции. Это — jL миф о Прометее, который похитил у богов огонь в виде молнии и принес его на землю, на службу людям. Этот миф ^^художественной форме рассказывает об одержал человек над природой, овладев огнем. Миф о Прометее дошел до наших дней в изложении греческого поэта Гезиода, жившего в VIII в. до нашей эры. В несколько измененном варианте этот миф повторяется у Эсхила (VI в. до нашей эры). Во времена Эсхила в греческом городе Милете, расположенном на берегу Эгейско* го моря, жил ученый Фалес Милетский. Этот ученый заметил, что кусок янтаря, натертый суконкой, приобретает способность притягивать различные легкие предметы. При этом возникает треск, а в темноте заметны даже маленькие искры. Возможно, что загадочное свойство янтаря было подмечено и другими людьми, но именно Фалесу приписывают первую попытку исследовать и объяснить это явление. Неизвестно, знал ли Эсхил 66 опытах Фалеса, а если и знал, то вряд ли догадывался, что ученый, натиравший сукном кусок янтаря, тоже может быть назван «похитителем молнии». Впрочем, и сам Фалес не догадывался о подлинном значении своего открытия и, по обычаю своего времени, объяснил его тем, что янтарь наделен «душой». Только спустя два тысячелетия ученые вернулись к опытам Фалеса. В конце XVI в. английский врач Вильям Гильберт выяснил, что не только янтарь обладает свойством при натирании притягивать лег- ПК>МЬТ1Й ПОХИТИЛ МОЛНИЮ У &ОГО& _И ПРИНЁС QfC>Ht> ЛКХЛ.51М |