Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 10

Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 10

teov31

19%0 г

■ • tf) J»!'

Телеграмма .,KI""!!* """ »->..»» S«•«• fi. Я. Ленину от товарища Стали-

«в о взятии Ро• ... ,. . ........ ,,„

ю> гатями (I«'"» "V, „.,« Я"" " „осел 1

красной конницы, s ' '

„юно- ""

I РО- ft''"-"" в „л»»»"' *U8S» " ОТЛ

:мля помещиков и кулаков была ва-в отряд. Кто будет в отряде — тот

проста «Кто хочет, чтобы з шей, тот должен записаться за Советы, за Ленина».

За спиной схода стоял вооруженный отряд. Кулачье не могло сопротивляться. Батраки, бедняки и середняки, бывшие солдаты, — все шли в Красную гвардию. Тут же на трибуне у волостного правления сидели три-четыре писаря и записывали ■ добровольцев.

Каждое село давало до 600—1000 бойцов. Обоз, лошадей, упряжь н продовольствие мы брали у кулаков. Так, проходя село за селом, отряд нашего Бдагодарнияского уезда к весне 1918 г. вырос до 7 тыс. человек, 'а к июлю насчитывал уже 21 тыс. бойцов. Такое же формирование шло и по другим уездам губернии. Некоторые села давали роту пехоты и эскадрон конницы, а другие, как, например, Арзгир и Константиновка, даже батальон пехоты и полк конницы.

Отряды были подвижны, маневренны. Пехота была посажена на тачанки и линейки. 'Обоз имел хорошие брички и коней. Однако вооружены были только 40—60% бойцов, и то лишь винтовками. Совсем не было пулеметов и артиллерий. Патронов нехватало, партизаны делали их сами. На площадях многих сел Ставрополья имелись металлические памятники Александру III. Мы снимали памятники, из металла делали пули, а по- i pox и пистоны добывали у охотников. Стреляные гильзы возвращали с фронта бойцы. Красногвардейцы были хладнокровными, меткими стрелками; они экономно расходовали патроны. В свонх мастерских мы делали также седла, пики, лопаты и т. д. I В июле 1918 г. многочисленные, но еще разрозненные отряды j Красной гвардии вели бои на линии границы Дона и Ставро- 1 полыцины по железнодорожной магистрали Тихорецкая — Вели- ! коккяжеская — Царицын. Генералы шли по селам Ставрополья с | огнем и мечом, жгли, насиловали, грабили, а урядники и попы I секли розгами бедноту и сочувствующих Советам. В селах I Магадын-Сала, Тахта, Дмитриевка, Большие Джалги и Малые Джалги завязались жестокие бои. Партизаны были дерзкими i •ночными налетчиками и частенько отбивали у белых винтовки и I пулеметы, коней и седла, забирали пленных.

Постепенно отряды Красной гвардии отдельных уездов Ставрополья стали объединяться. В губернии уже насчитывалось свыше 100 тыс. красных бойцов.

25 сентября 1918 г. на хуторе одного крупного помещика собрались командиры ставропольских партизанских отрядов. Было решено объединить все отряды под единым командованием. , Так были созданы 1-я Истребительная и 2-я Рабоче-Крестьян-ская дивизии. В обеих дивизиях было 7 полков пехоты, 3 полка конницы, тыловое учреждение и т. д. Общая чис ленность 2-й дивизии достигала 52 тыс бойцов, 1-й дивизии — около 40 тыс Тут же были назначены командиры ков, бригад и дивизий.

На военном совете было решено заться во что бы то ни стало с Цари цыным, с товарищами Сталиным и ; Ворошиловым.

Ставропольские войска имели много хлеба, отбитого у помещиков и кулаков. Мы знали, что в центре страны был голод. Железные дороги не работали. Партизаны грузили на подводы тысячи пудов кулацко-помещичьего хлеба и под конвоем красногвардейцев отправляли товарищу Сталину в Царицын. Из Царицына они. получали патроны, винтовки, пулеметы и даже пушки. С тех пор товарищ Сталин стал руководить ставропольскими дивизиями, которые, по распоряжению Военсо-вета, были переименованы в 6-ю кавалерийскую дивизию и 32-ю стрелковую дивизию ставропольских войск.

Так в степях Ставрополья было создано одно из основных звеньев будущей Конармии —6-я кавалерийская дивизия. В то :. же время в районе Дона создавалась другая основная часть Первой Конной'—4-я кавалерийская ди- ■ визия т. .'Буденного. Она зарождалась в Сальских степях и начинала свою боевую работу с небольших отрядов во- 1 Оружейной бедноты. А через несколько месяцев под командой Буденного действовала уже мощная конная дивизия, наводившая ужас на белых генералов.

Зимой 1918/19 г. ставропольские войска, вынужденные отойти из родных станиц, стояли на реке Маныч и вели жестокие бои с белогвардейцами. Они несли потери не только от ежедневных боев, но главным образом от страшной эпидемии тифа. Не было врачей, медикаментов, не было госпиталей, не было тылов, куда бы можно было эвакуировать раненых и больных. Тем не менее части . стойко оборонялись вплоть до мая 1919 г.

Весной 1919 г. к Манычу подошла 10-я Красная армия, наступавшая от Царицына иа Великокняжескую. Ставропольские красные дивизии - 6-я кавалерийская я 3-я стрелковая — оказались на левом фланге 10-й армии, в районе сел Дивное и Воздвиженка. Здесь 6-я кавалерийская дивизия стала действо-

Первая Конная армия

польский фронт.

в пути на