Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 27

Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 27

Отважные моряки исследуют неизвестные, покрытые льдом острова в Антарктике.

были подняты паруса и они покинули Рио-де-Жанейро, направляясь в Антарктику, экспедиция подошла к островам Валлиса и Георгия.

Здесь, в заливе Гавань Марии, русские моряки встретили два английских китобойных трехмачтовых судна — «Ниде-Шпинсбелл» и «Мериай», которыми командовали опытные капитаны Бруи и Торт.

Зверобои стояли у островов уже четыре месяца и скоро отправлялись обратно в Англию. Капитан Беллингсгаузен воспользовался оказией и отправил с ними очередное донесение о походе.

Долгие месяцы после этого от экспедиции не было никаких известий. 29 марта 1820 г. шлюп «Восток» пришел в Австралию, в порт Джексон, и стал на рейде против города Сиднея. Экспедиция Беллингсгаузена скиталась в Антарктике сто тридцать один день.

Изодранный льдами, с разорванными парусами, весь поседевший от морской соли, вошел корабль в порт. Лица моряков исхудали, на всех лежала печать усталости. Четыре с лишним месяца отважные моряки боролись со льдами, чудовищными штормами и вьюгами.

7 апреля в порт Джексон вошел и «Мирный», который, по приказу капитана Беллингсгаузена, 4 марта 1820 г. покинул «Восток» и направился для исследования параллели между путями капитана Кука и Фюрно. Это было огромное, никем не исследованное пространство от островов Компании до Южного мыса Земли Вандимена.

За сто тридцать один день плавания в Антарктике исследователи шесть раз пересекли Южный полярный круг, открыли три новых острова, уточнили на карте Землю Сандвича, которую Кук принял за остров, тогда как в действительности это была целая группа островов.

Капитан Беллингсгаузен непрерывно вел большую научную работу. По его приказанию, регулярно измерялись температура и глубина океана. Ежедневно, если позволяла погода, производилось астрономическое счисление по Барродову хронометру и секстантам. |

Обязанности натуралистов выполняли штаб-лекарь Яков Берх и живописец Михайлов. Они снимали шкуры с убитых пингвинов, соргонских кур, дымчатых альбатросов и других представителей морской и земной фауны и изготовляли из них чучела. Кроме того, живописец Павел Михайлов зарисовывал в альбом все, что было примечательного.

Но капитан Беллингсгаузен ни на минуту не забывал о равной цели экспедиции. В инструкции, врученной ему морским министерством, было сказано:

«Осмотреть те части Южного Ледовитого океана, в которых еще никто не плавал, проверить положение некоторых островов и, идя на юг до возможно высокой широты, стараться отыскать берега Южного полярного материка, употребив все возможное старание и величайшее усилие для достижения сколь возможно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли. И не оставить сего предприятия иначе, как при непреодолимом препятствии. Ежели подобные усилия останутся бесплодными, то надлежит возобновить свои покушения, не упуская из виду главную и важную цель, для коей экспедиция отправляется, повторяя свои покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу».

Несколько раз Беллингсгаузен пытался пробиться сквозь льды к полюсу. 4 февраля 1820 г. шлюпы достигли 69° 6' южной широты и 15° 51' западной долготы.

На такой широте не бывал еще никто. Да и вообще за сорок пять лет, т. е. со времени последнего плавания Кука, ни один морской флаг не развевался в Антарктике. Этот успех, однако, не удовлетворял отважного капитана. Беллингсгаузен хотел двигаться дальше, к таинственной земле Антарктиде, к Южному полюсу. Но льды преграждали путь. Со всех сторон грозили смелым исследователям опасности. Не только льды, но и киты были страшны для кораблей, ведь шлюпы были так малы. Запасы пресной воды и дров истощались.

Пингвины на острове Маквари.