Техника - молодёжи 1940-05, страница 55Самый большой ящик поставили на jirii от. се влияния. Пол в этом месте роли заземленные свинцовые листы. ! моменту пуска «консерватора*, для (орого пришлось освободить одно из |ораторных помещений Ридава, Мамаша (готовил еще одну большую комнату, j облученные туши должны были продать в ящиках два месяца — испыта-рьный срок. Организацию этого «морга» luauia целиком взял на себя: оборудовал j усиленным отоплением, увлажнителя-воздуха, стеллажами и самозаписываю-juH термометрами. Перед пуском «консерватора» Николай [ложился спать. С двумя своими потниками-комсомольцами он всю ночь свозился над налаживанием машины, р были славные ребята, Ныркин и Френ-кь, увлеченные работой Николая не рьше, чем он сам, заядлые энтузиасты циотехники. Зная, что завтра машина Мкаа быть пущена в ход, они, конечно, (вдались прекратить работу, пока все не «ет окончательно налажено. Николай добивался абсолютной точ-ри. Последний разговор с профессором клал его еще более осторожным. Прав-I, здесь, в «консерваторе», только ультра-|роткие волны. Это не микроволны, ire юлучи, но... кто знает, не решают ли и какие-нибудь тысячные доли волны... К утру все было готово. Мамаша в этот день чуть свет отправил-i на бойню. К началу работы в ннститу-он вернулся оттуда во главе колонны трех машин-холодильников. Рабочие ноли выгружать и вносить прямо в поме-|ние «консерватора» небольшие продол-ватые ящики с герметически закупорсн-рми в них тушами свиней, овец, бара-Ь. Были здесь и отдельные части боль-рх туш н разнообразные виды мясных иуфабрикатов. площадку в начале конвейера. Николай конвейера. Приехал Федор, предупрежденный Николаем накануне. Улучив подходящий момент, Ридан отозвал инженера в сторону: — Слушайте, Николай Арсентьевич, а не следует ли сообщить наркому? — Нет, — твердо ответил тог. — Я уже думал об этом. Лучше подождать, когда все будет окончательно проверено. Началось облучение. Самый большой ящик поставили на площадку в начале конвейера. Николай стал позади, у боковой стенки генератора, где были сосредоточены контрольные приборы, все органы управления, и запустил сразу и генератор и мотор конвейера. , Прошло несколько минут, прежде чем взметнувшиеся стрелки приборов успокоились и застыли на своих местах. Все бы-правильно. Скорость движения конвейера определяла экспозицию облучения. — Давай!-—сказал Николай, и Ныркин столкнул ящик с площадки на движущуюся ленту. Через секунду ящик уже вошел в отверстие узкой свинцовой клетки-трубы, по которой ниспадал поток лучистой энергии, и, не останавливаясь в ней, выскользнул на другую площадку, в конце конвейера. Ящик сняли и унесли. — И всё?! — удивился Федор. Все улыбнулись, но вместе с ним устремили ожидающие взгляды на Николая. — Всё, — устало ответил тот. — Теперь можно продолжать в том же духе. Один за другим прошли через таинственный невидимый поток все семьдесят ящиков, привезенных с бойни. Их отправили в «морг» и разместили там на стеллажах. Но это не был конец. Едва убрали последнюю партию ящиков, как Мамаша, подобно опытному режиссеру, вывел включил сразу и генератор и мотор на сцену новую серию их. Тщательно пронумерованные, разных размеров ящики с неизвестным содержимым были заготовлены Риданом, В некоторых из них явно можно было различить движение: что-то там скреблось, сопело, стукало. — Ну, Николай Арсентьевич, — сказал Ридан, — теперь попрошу вас несколько изменить настройку. Дайте минимальную мощность излучения, какая допустима при сохранении прежних условий волны и экспозиции. Николай снова стал к пульту. Несколько ящиков были облучены один за другим. Потом Ридан попросил немного прибавить мощности и снова пропустил несколько ящиков. Так повторилось несколько раз. Наконец все было закончено. Щелкнул рубильник. Генератор погас, движение прекратилось. Николай медленно выходил из-за хон-вейера. Вдруг он остановился, прислонившись плечом к стене. Федор быстро подошел — Что, устал, Коля? —- тревожно спросил он, обнимая его рукой за талию. Ответа ие последовало. Ноги Николая внезапно подогнулись, и он рухнул вниз, Есть в жизни явления понятные и простые, как голод, усталость или первое ощущение старости, настоящий смысл которых, однако, познается только путем собственного опыта. И никакое знание, никакие самые талантливые изображения не в состоянии передать этого смысла человеку, не косвувшемуся их самостоятельно. А когда смысл этот вдруг обнаруживает- S3
|