Техника - молодёжи 1940-10, страница 32

Техника - молодёжи 1940-10, страница 32

Инж. И; ГРИНБЕРГ и И. МИШЕЛЬ

Мощный рев . заводской сирены. И сейчас же настороженная утренняя тишина сменяется постепенно нарастающим шумом. Сначала можно различить отдельные звуки оживающих станков, затем все сливается в ровный непрерывный гул.

Пробуждение цеха мы встречаем на «капитанском мостике» — в диспетчерской цеха. Отсюда просты й нажатием кнопок одна за другой пускаются в ход линии станков, вспомогательные механизмы и приспособления, контрольные машины и аппараты. И здесь же, как в зеркале, отражается вся жизнь цеха. Не сходя с «капитанского мостика», диспетчер и его помощники непрерывно следят за пульсом производства. О малейших неполадках, малейших перебоях в работе цеха тотчас же узнают на «мостике» и немедленно принимают меры к их устранению. Пульт диспетчера точно мозг цеха. Сюда со всех уголков идут сигналы. Отсюда отдаются приказаний и распоряжения, отсюда регулируется весь сложный производственный механизм. На пульте множество кнопок, сигнальные лампы, телефонные аппараты, радиорепродуктор. Над пультом матовый экран.

Еще не умолкли отголоски сирены, а уже первые сигналы пробужденного цеха пришли в диспетчерскую. Вот на экране засветились очертания одного станка, другого, третьего. Прошла минута, и

весь экран ожил. Значит, все в порядке: станки работают, детали автоматически передаются со станка на станок, поступают на контроль, готовые скопляются в магазине, забракованные уносятся транспортером прочь из цеха. Диспетчеру не нужно запрашивать, как выполняется программа: об этом непрерывно «докладывают» ему автоматические счетчики.

Вдруг контуры одного из станков начинают меркнуть. Одновременно раздается звуковой сигнал, зажигается красная лампочка. Внимание! В цехе что-то случилось. Станок не работает.

Диспетчер нажимает кнопку, берет телефонную трубку. Короткий разговор с наладчиком: «На ходовом винте поперечного суппорта токарного автомата сорвана резьба». Нажата другая кнопка. Разговор с механиком цеха. Диспетчер направляет своего помощника на участок.

Пойдем! вместе с ним.

В цехе нас прежде всего поражает почти полное отсутствие людей. Огромное помещение, сотни работающих станков, разнообразных приспособлений., рольгангов, транспортеров, подъемников—<я среди них только изредка на глаза попадаются фигуры людей в спецовках. Спокойно ходят они по рядам станков, внимательно присматриваясь к их работе, прислушиваясь к ритмичному шуму. Иногда эти люди остана

Рпсунки Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

вливаются у какого-нибудь станка, привлеченные необычным звуком, изменением вида или цвета стружки, ослаблением или усилением струи охлаждающей жидкости. Два-три привычных движения руки — и снова все в порядке. Человек продолжает свой обход. Это наладчик участка.

Вот он подошел к контрольному приспособлению. Одна за другой поступают сюда детали. Механизм, как живое разумное существо, проверяет размеры и сортирует детали: годные — в магазин, негодные — на транспортер для брака. Наладчик берет несколько деталей, внимательно осматривает их, что-то отмечает в своей записной книжке. Идет дальше.

Подходим к участку, где случилась неполадка. У аварийного станка с озабоченным лицом ждет нас наладчик. Одновременно с нами к станку уже подходят посланные механиком ремонтные слесаря. Через десять-пятнадцать минут все в порядке: станок зашумел, заработал. Повеселевший наладчик, понаблюдав еще немного за выздоровевшим станком, отправляется в обход. На экране у диспетчера снова засветился контур станка. Участок работает нормально.

Идем по цеху. То там, то здесь слышится звуковой сигнал и одновременно загорается сигнальная •лампа на светофоре участка. Это диспетчер вызывает наладчика. На

3t