Техника - молодёжи 1941-01, страница 25

Техника - молодёжи 1941-01, страница 25

Фото автора

Г. ГИЛЬГЕНДОРФ, палот-паритель

Стояла суровая зима 1921 года. В комнате, где встретились шестнадцать человек, было не топлено, поэтому шинели и пальто не снимали. Среди собравшихся можно было видеть летчиков, студентов Высшего технического училища и слушателей Академии воздушного флота.

После страстных прений в протокол собрания было занесено решение создать планерный кружок под названием «Парящий полет». Это был первый кружок планеристов' в нашей стране.

До парения собравшимся было еще очень далеко. Никто из них ни разу не поднимался на планере, да и самих планеров не было. Но почему бы не заглянуть вперед? И энтузиасты, сидевшие в холодной комнате, горячо обсуждали пути к безмоторному полету.

Вскоре после этого собрания началась работа. Планеры строили в Академии воздушного флота, в го-лицынской средней школе, в артиллерийских мастерских, на балконе дачи, в Высшем техническом училище. Первыми строителями были летчик К. Арцеулов, рабочий С. Ильюшин, слушатель академии В. Пыш-нов, ученик средней школы И. Толстых, рабочий Б. Черанов-ский, В^Невдачин и др.

Металлические детали для планеров добывали, разбирая на Ходынке останки английских и французских боевых самолетов. Матери, жены, сестры сшивали полотно на обтяжку крыльев. Так рождался советский планеризм.

Первый балансирный биплан Пышнова испытывали на Воробье

вых горах. Сам конструктор, надев крылья, разбегался с помощью товарищей, которые поддерживали планер за консоли, и отважно прыгал со склона. Повиснув на раме

Мастер планерного спорта И. Карташов перед полетом. Его снаряжение — парашют, два барографа (приборы, записывающие кривую высоты полета), комбинезон, шлем и сумка с картами.

центроплана и балансируя телом, Пышнов старался управлять своим аппаратом.

Организатор «Парящего полета» летчик К, Арцеулов (известный чи-' тателям журнала «Техника — молодежи» как художник) сконструировал и построил на террасе дачи планер «А-5». В конце июня 1923 года Арцеулов производил опытные взлеты. Высота полета достигала 15 метров. Однажды Арцеулову удалось продержаться в воздухе около минуты. Это был крупный успех.

Летом того же года возникло Общество друзей Воздушного флота. Спортивная секция общества объединила ряд старых и вновь возникших кружков планеристов. Все они строили планеры. Для сравнения созданных конструкций было решено провести первые всесоюзные планерные испытания.

Местом полетов избрали склоны гор между Феодосией и Коктебелем. Осенью 1923 года туда привезли девять планеров. Однако при пробных планирующих полетах в воздух поднялось только шесть аппаратов. Среди них выделился не-вдачинский «Буревестник». Это был тщательно отделанный моноплан.

В кабине сидел, полусогнув колени, летчик Л. Юнгмейстер. Его фигура возвышалась над фюзеляжем и крыльями. Чувствовал он себя очень неловко. При малейшем подтягивании ручки на себя 'планер клевал носом и переходил в пике; руль поворота не работал вовсе, а действие элеронов ощущалось очень слабо.