Техника - молодёжи 1941-01, страница 28

Техника - молодёжи 1941-01, страница 28

А. Берданосова, решил использовать восходящие токи, образующиеся перед грозовым фронтом. И вот 21 июня 1935 года, уже в сумерках, Карташов сел в планер «Г-9» и на буксире у самолета поднялся навстречу грозовым облакам*.

Планер сразу попал в жестокую болтанку. Его подбрасывали сильные вихревые потоки, временами машина не слушалась рулей. Наконец воздушный поезд достиг высоты 700 метров. Почувствовав сильный восходящий поток, Карташов отцепил буксирный трос. Самолет пошел на посадку, а смелый планерист остался один перед стихией. Предположения Карташова оправдались. Гроза устойчиво несла планер впереди себя. Карташов летел под небольшим углом к облачному фронту. Через два часа полета облака стали нагонять планер. Грозовые разряды ослепляли пилота. Молнии сверкали в непосредственной близости от планера, но Карташов продолжал лететь вдоль кромки грозового фронта. Между тем> облака постепенно рассасывались, и скоро пошел сильный дождь.

Карташов был на высоте 2 тыс. метров. Теперь он планировал, выбирая место посадки у берегов блестевшей внизу реки. Это была Волга.

Увидав огонь, Карташов полетел на него. Оказалось, что, внизу горел зажженный молнией лес. Теряя с каждой минутой высоту, Карташов летел вперед, уходя от лесного пожара. Уже в 25 метрах от земли отважный пилот различил, что летит прямо на село. Последний разворот он сделал над самыми крышами домов. Дальше шли поля. Карташов вел свой планер с большой ско

ростью, и когда впереди показалась полянка, он посадил на нее планер, как говорят, «впритирку».

За четыре часа он пролетел перед грозовым фронтом 170 километров. Это был всесоюзный рекорд дальности безмоторного полета. Своим полетом Карташов открыл новый этап в развитии советского планеризма — парение с облаками.

К этому времени немецкие планеристы довели международный рекорд дальности полета до 504,2 километра. Надо было перекрыть этот рекорд. Карташов и Б. Кимельман упорно работали над достижением наибольшей дальности. Летом 1936 года им удалбсь пролететь 426 и 486 километров. Наконец, уже в сентябре, Карташов вплотную подошел к международному рекорду, пролетев 501,2 километра. Только 3 километра отделяло всесоюзный рекорд от международного. Но лето кончилось, пропали кучевые облака, а с ними и перспектива дальних полетов.

Международный рекорд дальности был поставлен советскими планеристами в мае 1937 года. 5 мая В. Расторгуев, стартовав с Тушинского аэродрома, пролетел 539,6 километра. Затем он повторил полеты 12 и 27 мая, и ему удалось увеличить дальность сначала до 602,2 километра, а затем до 652,3 километра.

Прошло два года. В исключительный по метеорологическим данным день, 6 июня 1939 года (сильный ветер и развитая кучевая облачность над всей Европейской частью Союза), планеристка Ольга Клепикова, вылетев на планере «Рот-фронт-7» из Москвы, приземлилась у села Михайловского Сталинградской об

ласти. Она пролетела 749,2 километра, завоевав два международных рекорда — абсолютной дальности и женский по 1-й категории.

Сейчас в таблице Международной авиационной федерации из двадцати возможных рекордов четырнадцать принадлежат советским планеристам. Наши мастера планерного спорта и пилоты-парители научились летать точно по маршрутам, летать на расстояние 200 километров и возвращаться обратно без посадки, подниматься на высоту свыше 4 тыс. метров, делать фигуры высшего пилотажа.

Советские конструкторы создали замечательные типы планеров самого различного назначения. Освоена буксировка за самолетами до девя ти планеров одновременно.

Как показывает опыт второй империалистической войны, планеры могут быть использованы в боевых операциях. Воздушные «вагоны», забуксированные самолетами на высоту 5—6 тыс. метров, могут перебросить десанты и снаряжение, бесшумно приблизиться к месту посадки. Благоприятная облачная погода позволяет намного увеличить район действия планерных десантов. Планер-цистерна может доставлять горючее мотомеханизированным частям и. танкам, снабжать самолеты бензином в воздухе при дальних рейдах.

Большой и славный путь прошел советский планеризм за двадцать лет: от робких подлетов на веревке до смелых перелетов по облачным трассам на сотни километров. Теперь пилоты-парители работают над решением новых задач — летать еще дальше, еще выше и быстрее в любое время года и суток.

ГОНОЧНЫЕ МОТОЦИКЛЫ

В 1940 г. завод «Красный Октябрь» на базе серийных мотоциклов «Л-8» изготовил новые спортивно-гоночные машины. Эти мотоциклы (левое фото) имеют четырехтактный двигатель с объемом цилиндра в 350 куб. см, развивающий максимальную мощность в 24 л. с. при 6500 оборотах в минуту. Скорость мотоциклов этого типа достигает 135 км в час.

На другом фото изображен мотоцикл Таганрогского завода «Тиз-комета», переконструированный известным гонщиком т. Шумилкиным. Машина имеет четырехтактный двигатель с цилиндром в 500 куб. см, развивающий мощность до 30 л. с. при 6200 оборотах в минуту. На этой машине т. Шумилкин получил рекордную для данного класса советских мотоциклов скорость в 160 км в час.