Техника - молодёжи 1941-05, страница 37

Техника - молодёжи 1941-05, страница 37

Конечным пунктом сплава молевой древесины является генеральная запань, представляющая собой крупное предприятие с большим количеством рабочих. Обычно генеральная запань устраивается в устье сплавной реки, являющейся притоком большой водной магистрали.

Крепко сколоченные многорядные плоты-плитки, связанные между собой тросами, устанавливаются поперек реки торцами против течения. Вся система неподвижно закреплена тросами, идущими с обоих берегов реки. Такая своеобразная плотина, покоящаяся на воде, преграждает путь потоку молевой древесины. Это так называемая лежневая передерживающая запань. Она сдерживает напор миллионов бревен.

Посредине запани устроены проходы для древесины. Пройдя эти ворота, бревна попадают в сортировочные сетки. К запани прибывает древесина не только разных пород, но и разных сортов — по длине, толщине и качеству. Для каждого сорта есть отдельная секция. По этим секциям и распределяется весь молевой сплав.

В секциях производится сплотка бревен. Эта работа выполняется с помощью особых механизмов — сплоточных машин, которые скрепляют плоты цепями или проволокой.

Плоты или «пучки» древесины выводятся из запани катерами на открытый фарватер. А там из этих пучков составляются громадные пароходные плоты—-воза, или караваны. Нередко размеры каравана достигают 30 тысяч кубических метров древесины.

Это — колоссальное количество леса. Чтобы его перевезти по железной дороге в вагонах, вмещающих 20 кубических метров древесины, потребуется 30 поездов. При этом в каждом поезде должно быть по 50 вагонов.

Готовые караваны выводятся из запани буксиром на магистральную реку. Они направляются в промышленные центры, на крупные стройки, лесозаводы. Часть леса непосредственно с запани вывозится по железной дороге.

Сплав леса — производство своеобразное. Оно раскинуто на многие тысячи километров. Все его производственные процессы совершаются на {вольном воздухе. Работа на лесосплаве необычайно интересна и увлекательна.

В 1928 году М. Горький, адресуясь к сплавщикам, писал:

«Эх, посидел бы с вами на беля-не, на пахучем тесу свежей распиловки, или бы спустился на плоту

Из бревен формируются однорядные плоты, которые пойдут вниз по реке самосплавом.

до Жигулей. Счастливые вы, черти...»

В те времена, когда Горький плавал «на плотах», сплавщики и мечтать не могли об условиях, в которых живут и работают советские люди.

До революции за места на реке происходили драки между лесопромышленниками. Дрались за первенство прохода по реке, стараясь «обсушить» лес своего конкурента, то есть посадить плоты на мель. Лесопромышленники натравливали артели сплавщиков друг на друга, спаивали их спиртом. И между сплавщиками разыгрывались жестокие побоища.

Здесь действовал не один спирт, но и желание получить свой зара

боток. Выплата заработка на сплаве производилась только в случае его благополучного исхода. Сплавил лес — получаешь заработок, «обсушил», посадил на мель — ничего не получаешь. Более того, в этом случае сплавщиков судили, их имущество продавали с молотка.

Конечно, никакой техники на сплавных работах до революции не существовало.

Все это отошло в далекое прошлое. И теперь свободный советский сплавщик, над которым не стоит кровопийца-лесопромышленник, работает по-стахановски на себя, на свое социалистическое государство. В свежем весеннем воздухе широко разносится его веселая, жизнерадостная песнь.

Самосплав леса вольницей.

37