Техника - молодёжи 1942-03-04, страница 27

Техника - молодёжи 1942-03-04, страница 27

Минная галлерек, идущая под окопы противника. Начинаясь от шахты, , ной по одну сторону реки, она проходит под дном ее и на соответствующей глубине достигает линии окопов.

Окопы

Инж. Ф. БУБЛЕЙНИКОВ

укреплений противника, оказывались сорванными. Между тем своевременный совет геолога мог избавить войска от подобных неудач.

В маневренных войнах XIX века боевые действия велись преимущественно на поверхности земли. Командованию нужно было знать расположение дорог, рек, холмов, болот, лесов и селений, показанное на обыкновенной топографической карте.

В мировую войну 1914—1918 годов ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь достиг небывалой силы. Пули дождем осыпали обстреливаемые участки, снаряды вырывали глубокие воронки и разбрасывали во все стороны камня и осколки. Средства подавления стрелково-пулеметного огня были ограничены: тяжелой артиллерии было мало, танки еще только появлялись. Все это заставляло пехоту, попадавшую под губительный обстрел, зарываться в землю. Стрелки передовых линий прятались в окопах, передвижение войск в зоне огня производилось по вырытым в земле ходам сообщений и траншеям, штабы укрывались в убежищах глубоко под землей.

Для разрушения полевых укреплений противника под них подкапывались длинные минные галлереи, в конце которых закладывалось большое количество взрывчатых веществ. Взрыв разрушал укрепления, давая возможность пехоте продвинуться вперед и укрепиться на новых позициях. Чтобы предотвратить возможность разрушения собственных укреплений миной противника, впереди них проводили целую систему противоминных галлерей.

Так в позиционной войне 1914—1918 годов ареной борьбы стала не только поверхность земли, но и толща верхней зоны земной коры. Поэтому для ведения позиционной войны оказалось недостаточным иметь только топографические карты: для проведения сложных систем окопов и траншей, сооружения подземных убежищ и минных галлерей понадобилось знать геологическое строение района военных действий, то есть как залегают там пласты горных пород, каковы свойства их, как распределены грунтовые воды под поверхностью земли и какова высота их уровня в различные времена года.

И вот в штабах французских, английских и немецких армий впервые появились тогда геологи.

В НАЧАЛЕ первой мировой войны 1914—1918 годов произошел такой случай. Один французский батальон получил приказ занять высоту в районе Тианкура и окопаться на ней. Когда же высота была взята, то оказалось, что окопаться там нельзя, так как гребень ее состоял из плотных, твердых известняке®. Незнание этого привело к безрезультатной потере живой силы и материалов.

Столь же непредвиденная неудача постигла в 1916 году германские войска в районе Ипра. Немецкие окопы в этом районе оказались на долгое время до половины залитыми водой и вышли из строя. Неудачное место для окопов было выбрано военным командованием из-за незнания пределов колебаний уровня грунтовых вод.

Оба эти примера показывают, что на войне сплошь и рядом необходимо учитывать факторы геологии.

незнание геоло-гического строения района ствий

время не одну бое-Ш^ШШЯЯ/^ШШШЩЩ^ШЛ вую операцию. То прорытая саперами минная галлерея неожиданно встречала слои

горных пород и заполнялась водой, то в глубоком подземном убежище внезапно обрушивался потолок, и куски горной породы летели на головы укрывшихся. Гибли люди, работа по проведению галлереи и устройству убежищ пропадала впустую; планы, связанные с предпо-яясдашижа взрывом