Техника - молодёжи 1945-10-11, страница 7

Техника - молодёжи 1945-10-11, страница 7

не, и моря на Марсе, и удивительное кольцо Сатурна.

Телескоп — могучее орудие ученых-астрономов Для проникновения в глубины пространства. Узенький мостик лучей, протянувшийся К нам от миров, затерянных в беспредельности, он превращает в широкую дорогу; познания. Успехи астрономии велики, и все они получены е, помощью телескопа. Посмотрим же, как он устроен.

Во всяком телескопе самое важное — его объектив. Им определяется качество и ценность всего инструмента, с ним связаны главные затруднения оптиков. Объектив выполняет в телескопе эту основную задачу — собрать как можно больше лучистой энергии от небесных светил. . Существует два типа телескопических объективов, которые решают эту задачу двумя различными способами. И в соответствий с этим астрономы пользуются двумя разными видами телескопов. Одни из них называются рефракторами, другие — рефлекторами. Начнем с первых.

Объектив рефрактораэто по сути дела вещь,! хорошо известная всякому человеку. В несколько ином виде, чем в телескопе, она встречается в^ нашей жизни на каждом шагу. Это линза, то «есть кусок* прозрачного стекла, отшлифованный с двух сторон по выпуклым или вогнутым поверхностям. Люди, носящие очки, ежедневно пользуются подобными стеклышками: линзы исправляют недостатки не вполне нормального глаза. Без линзы невозможны были бы инструменты, неотделимые от современной жизни, —• фотоаппараты, бинокли, киноаппараты, микроскопы. Линза нужна и часовщику, сидящему о лупой над крохотными колесиками карманных часов, и артиллеристу, наводящему свое оружие с помощью прицельного приспособления, и подводнику, наблюдающему в перископ за поверхностью моря.

Телескоп Г сиг иле я. Световой поток от звезды концентрируется посредством большой линзы и направляется в глаз при помощи маленькой окулярной, линзы,

Кто из нас не держал в руках зажигательное стекло — линзу, выпуклую с обеих сторон? Вспомним, что происходит с лучами солнца, прошедшими через подобную линзу. На определенном расстоянии от нее, или, как говорят, в «фокусе» линзы, они собираются в маленькое пятнышко, образуя собою крохотное изображение Солнца Этого достаточно, чтобы зажечь солнечными лучами ватку или кусочек бумаги.

Объектив телескопа-рефрактора

очень похож на зажигательное стекло. Это выпуклая линза солидных размеров, собирающая лучистую энергию звезд. Она собирает ее в своем фокусе, и подобно тому как изображение Солнца получается в фокусе зажигательного стекла, изображение звезды образуется в фокусе объектива рефрактора* И самое ценное то, что это изображение оказывается в телескопе во столько же раз более ярким, чем при наблюдении простым глазом, во сколько раз площадь объектива больше площади глазного зрачка.

Гигантский зрачок мощный прием-инк света — вот что нужно иметь астроному» Таким зрачком и должна быть линза рефрактора. Ясно, что ее нужно делать как можно большей, диаметром в несколько метров или даже десятков метров, — взять колоссальный диск стекла и отполировать его с обеих сторон. Разве это невозможно исполнить? Невозможно.

Величайший рефрактор мира имеет объектив диаметром всего лишь 102 сантиметра. Это рефрактор Иеркской обсерватории, близ города Чикаго, в Америке. Он построен почти полвека тому назад —в 1897 году. И до сих пор это— предел человеческих возможностей.

Что же мешает людям изготовить больший рефрактор?

Описывая действне телескопа, мы говорим: вот лучи света, посланные нам звездою за мил

лиарды километров, достигают наконец Земли, Они пронизывают толщу земной» атмосферы и попадают в телескоп, протянувши^ к небу своД громадный ствол из-под ку

пола обсерватории Сначала они проходят объектив — этот внушительный диск из идеально прозрачного стекла. Они собираются затем в фокусе объектива и образуют в нем яркое, сияющее изображение звезды. Если астроном хочет увидеть эту звезду; то из фокуса он направляет лучи в окуляр, расположенный на другом койце телескопа. Это лупа, дающая увеличенные изображения. Пройдя через нее, звездное лучи попадают в человеческий глаз. Они пронизывают хрусталик глаза — крошечную природную линзу, дающую нам возможность видеть мир, окружающий нас, и достигают светочувствительной оболочки глаза ~~jp®THHbL И здёсь кончается их головокружительный путь из глубин мироздания. Тончайшие разветвления зрительного нерва в сетчатке глаза воспринимают теперь на себя Поток лучистой энергии далекой звезды. Это воздействие света на зрительный нерв передается нашему мозгу. Так мы видим. Чудесный факт! Вселенная, отраженная в капле, пространство, не имеющее конца и постигнутое человеческой мыслью луч, зачатый в беспредельности и пойманный седым веществом мозга, мертвая матерА, познанная разумом. Мы видим!

Описанный таким образом, этот процесс астрономического наблюдения и этот заключительный путь звездного луча через объектив и окуЛяр в человеческий глаз кажутся весьма простыми. Но на самом деле это не так. Световой луч — это не прямая линия со страницы школьного учебника оптики, а нечто гораздо более сложное. И если мы от простой геометрий световых лучей перейдем к физике света* то мы сразу убедимся в том, что луч, попавший в трубу телескопа, неминуемо должен испытать в ней самые неожиданные злоключения.

Но в чем же все-таки дело? Что же происходит с лучом света, пойманным телескопом, что делает с этим лучом линзовый объектив» поставленный на его пути?

Прежде всего — разлагает белый луч света в спектр.

Вспомним, что свет, производящий на наш глаз впечатление белого цвета (луч солнца или прожектора, свет электрической? лампочки), является, в сущ* ности, сложным сочетанием самых разнообразных цветов.

Телескоп Ньютона. Световой поток от звезды концентрирует» ся вогнутым зеркалом, и направляется в глаз при помощи маленькой окулярной линзы, s

ЩШ;

' Р?

5