Техника - молодёжи 1945-12, страница 12

Техника - молодёжи 1945-12, страница 12

С воспаленными от яркого света глазами, радостный, гордый за науку, он возвращался домой, не переставая думать об открытом им электрическом пламени.

Василий Владимирович тщательно прочитал все, что было написано о гальваническом электричестве. Убедившись в том, что никто из ученых не производил опытов, сколько-нибудь похожих на его опыты с углем, он ознакомил со своим открытием профессоров Академии.

— О подобном чуде мы и не слыхивали! — говорили искренне изумленные опытом Петрова его коллеги.

— Сим пламенем возможно добывать свет, подобный солнцу, плавить металлы и исследовать химизм многосложных тел, — утверждал Василий Владимирович, высказывая гениальную догадку о будущем полезном применении электрической дуги в иауке и технике.

Высшая администрация Академии, узнав об открытии Петрова, предложила профессору произвести опыт воспламенения электрическим пламенем пороха в медной пушке. Этот опыт блестяще удался.

Проделав серию опытов, уточнивших первоначальные результаты, Петров счел своим долгом ознакомить с ними всех русских физиков. И он стал работать над своей книгой «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров».

Эта замечательная книга, первая русская книга об электричестве, вышла в Петербурге в 1803 году.

В ней Петров впервые описал открытое им «светоносное явление» — электрическую дугу между двумя углями, дающую «весьма яркий белого цвета свет или пламя», от которого «темный покой довольно ясно освещен быть может».

В книге рассказано и о многих других опытах Петрова, подтверждавших полную возможность использования электрической дуги для получения электрического света.

Сочинение Петрова было издано на русском языке, мало известном европейским ученым. Поэтому получилось так, что через восемь лет после открытия Петрова электрическую дугу вновь «открыл» английский ученый Девй.

Деви назвал эту дугу «вольтовой дугой». И долгое время никто из зарубежных ученых не знал, что первым сделал это замечательное открытие Василий Владимирович Петров.

В России открытие Петрова возбудило большой интерес. Известно несколько попыток русских ученых применить вольтову дугу для целей освещения Так, в 1844 году русский академик Борис Семенович Якоби попробовал в Петербурге осветить несколько улиц с помощью электрической Дуги, установленной на башне Адмиралтейства. Вольтова дуга Якоби питалась током 1&5 пар цинковых и угольных пластинок, каждая, поверхностью в полтора квадратных фута.

Второй опыт практического применения «светоносного явления» Петрова произвел 30 марта 1853 года в Казани профессор физики местного университета Савельев. Лампа Савельева была установлена на крыше физического кабинета университета. Как свидетельствовали очевидцы, свет ее был. ;виден за две версты.

Профессор Савельев, вдохновленный своим эффектным опытом, писал:

«Поистине свет этой чудесной лампы представляется мне звездой втрое большей, чем Венера!»

Третий опыт электрического освещения наблюдали москвичи в 1856 году во время коронации Александра II. На здании Кремлевского дворца было установлено несколько дуговых электрических ламп («солнц»), которые питались мощной гальванической батареей, состоявшей из 600 элементов. Все это устройство было выполнено под руководством русского артиллерийского генерала Константинова техником Шпаковским.

В январе 1860 года профессор физики Московского университета Н. А. Любимов показывал опыты электрического освещения с помощью дуги Петрова на публичных лекциях. Об этом были напечатаны восторженные отзывы в газете «Московские ведомости».

На каждый из этих опытов затрачивались значительные средства. Было установлено, что-вольтова iyra обладает рядом недостатков. Правильное горение дуги возможно лишь при непрерывном наблюдении за углями. Кто-то должен был все время управлять этим световым прибором, сближая угли по мере их сгорания.

Над усовершенствованием осветительных устройств в 80-х годах прошлого века с увлечением работал талантливый русский электротехник В. Н. Чиколев. Но прошло более семидесяти лет, прежде чем великое открытие Петрова нашло сравнительно широкое применение.

Настоящим продолжателем дела Петрова в области освещения явился Павел Николаевич Яблочков.

«северный свет»

Яблочкову едва исполнилось двенадцать лет, когда школьные товарищи и педагоги заметили в нем талант изобретателя. В этом возрасте он изобрел землемерный инструмент, которым охотно пользовались крестьяне всего уезда. Однажды, возвратившись в гимназию с каникул, Яблочков привез проект своего нового прибора, отсчитывающего расстояние по числу оборотов колес кареты (подобными измерителями расстояния пользуются и поныне).

После гимназии он учился в Петербургском военно-инже-нерном училище.

В чине подпоручика Яблочков служил в Киевском саперном батальоне. Военное техническое училище дало Яблочкову хорошую инженерную подготовку.

В 1869 году он вышел в отставку и поступил на должность начальника телеграфа Московско-Курской железной дороги. К этому времени он уже стал «заядлым» любителем электричества, обзавелся домашней лабораторией и примкнул к московскому кружку физико-электриков. Лаборатория поглощала все его средства, а в голове зрели планы все новых и новых опытов.

Яблочков оставил службу на телеграфе и поступил в мастерскую своего товарища — отставного капитана артиллерии Н. Г. Глухова.

ю