Техника - молодёжи 1945-12, страница 13

Техника - молодёжи 1945-12, страница 13

Оба они страстно увлекались электричеством и превратили маленькую мастерскую в центр смелых и остроумных исследований.

У хозяев этой мастерской-лаборатории было горячее стремление к творческой работе. Но практическую жизнь они знали плохо. Их предприятие наделало много долгов. Кроме того, полиция подозревала изобретателей в связи с .революционерами и запретила их опыты с грандиозными по тому времени прожекторами на крыше их дома.

В 1875 году Яблочков и Глухов после долгих и сложных опытов разработали впервые в мире практический способ электрохимического добывания поваренной соли. Но недостаток средств помешал осуществить их проект, суливший большие выгоды.

Чтобы добыть нужные средства для продолжения на родине изобретательской деятельности, Яблочков решил показать изобретенный им электромагнит на Всемирной филадельфийской выставке.

И вот за несколько дней до отъезда за границу в мастерской произошло событие, приведшее Яблочкова к изобретению чудесной «русской свечи».

Случилось так, что погруженные в электролитическую ванну, параллельно расположенные угли коснулись друг друга, и между ними образовалась яркая вольтова дуга. Бурное кипение электролита грозило гибелью дорогому аппарату. Но у Яблочкова нехватило сил оторваться от прекрасного зрелища. Он и Глухов, как зачарованные, до боли в глазах, глядели на яркий свет вольтовой дуги, пока сосуд не треснул и пламя не погасло.

— Смотри, смотри! — воскликнул Яблочков. Для этой дуги и регулятора никакого не нужно!

Через несколько дней Яблочков уехал за границу.

До Америки он не добрался — нехватило денег,

Он поселился в Париже, в Латинском квартале, где жило много русских эмигрантов.

Чтобы добыть средства на жизнь, Павел Николаевич поступил на работу в известную мастерскую точной механики Антуана Бреге. Здесь, после рабочего дня, с разрешения отзывчивого Бреге, Яблочков вечерами занимался в лаборатории мастерской. В это время у Павла Николаевича окончательно созрела его гениально простая идея электрической свечи.

Два вертикально поставленных угля Яблочков резделил изоляционным слоем, который сгорал с такой же скоростью, как и угли.

Получился источник электрического света, не требующий никакого обслуживания и регулирования. Яблочков поместил угли в подставку, напоминающую подсвечник, и вся конструкция стала похожей на свечу. Верхние концы углей соединялись тонкой запальной пластинкой. При включении тока пластинка почти мгновенно накалялась и сгорала, как бы зажигая пламя дуги Петрова в новоизобретенной свече Яблочкова. Свеча Яблочкова горела ровным и устойчивым светом около двух часов.

Павлу Николаевичу теперь казалось даже странным, почему никто раньше его не предложил такого простого прибора для устройства электрического освещения. И он поторопился запатентовать свое изобретение,

23 марта 1876 года изобретатель получил первый патент на свою «свечку» в Париже. Демонстрация здесь электрической свечи русского электротехника стала славой России.

Парижские и лондонские газеты и журналы, рассказывая о чудесном изобретении Яблочкова, восторженно писали:

«Свет приходит к нам с Севера — из России!»

«Россия — родина света!»

«Чудесная «русская свеча», выставленная на площадях и улицах Парижа и Лондона, — центр ежевечернего паломничества всего населения».

«Русским светом» ярко освещены теперь театр Шатле, магазины Лувра, площадь Оперы в Париже, порт в Гавре, набережная Темзы в Лондоне, столичные цирки. В одном только Париже 100 «русских свечей» вытеснили с улиц 70000 газовых рожков.

Павел Николаевич с гордостью, достойной русского патриота, сообщал друзьям о триумфальном шествии «русского света». Он писал, что «русская свеча в короткое время распространилась по всему миру, дойдя из Парижа до дворцов шаха персидского и короля Камбоджии» (Индо-Китая).

Впервые в России узнали о свече Яблочкова 5 октября 1876 года, то есть через полгода после ее запатентования, В этот день физик Петрушевский, вернувшийся из Лондддо

Яблочков около сконструированной им электрической свечи.

в Петербург, рассказал на заседании членов Русского физического общества о виденной им на выставке электрической свече Яблочкова.

Через несколько месяцев Павел Николаевич сам прислал четыре свечи, описав их устройство,

В 1878 году в Париже открылась Всемирная выставка, на которой свеча Яблочкова была в центре внимания. Это был подлинный триумф русского ученого.

Посетивший выставку и павильон Яблочкова великий князь Константин Николаевич предложил изобретателю организовать в России производство его свечей. Этого дня долго ждал Яблочков. Что может быть радостнее возможности творчески работать на благо родины! Но предложение князя опоздало.

Дело в том, что Яблочков уже дважды обращался к русскому правительству, но, не получив ответа, уступил французам и русскую привилегию на свое изобретение. Теперь нужно было обратно выкупить у фирмы право производить свечи в России. Яблочков собрал все свои средства и выкупил у фирмы за миллион франков русскую привилегию.

Квартира Яблочкова на бывшей Литейной (угол Бассой-ной), где незадолго до того жил поэт Некрасов, была приспособлена для демонстрации электрической свечи. По вечерам тысячи петербуржцев наблюдали с улицы яркий свет свечи Яблочкова в окнах квартиры изобретателя.

В столице Яблочкова везде чествовали, признавали его заслуги перед родиной, печатали о нем статьи, помещали его портреты. Но практические опыты освещения Петербурга свечами Яблочкова начались только с марта 1879 года. Тогда были установлены первые восемь фонарей со свечами Яблочкова. Они освещали Литейный мост через Неву. Появился новый электрический свет и на Екатерининской площади, близ Александринского театра. \

Ежедневно с наступлением темноты на нескольких петербургских площадях раздавались свистки, созывавшие публику на демонстрационные опыты —«как зажечь, как погасить свечу Яблочкова». К началу 1880 года в Петербурге горело более 500 электрических фонарей. Но вскоре свечи Яблочкова стали гаснуть.

Кроме старого конкурента — газового рожка, у свечи Яблочкова появился и более опасный противник.

К этому времени творческим гением другого русского электротехника, Александра Николаевича Лодыгина, уже била создана в России электрическая лампа накаливания. Внедрение этого более совершенного способа электрического освещения затмило изобретение Яблочкова. Свеча Яблочкооа была «сдана в архив». Но в истории мировой науки деятельность Яблочкова оставила заметный след. Она возбудила у инженеров и ученых интерес к решению ряда важных вопросов, в том числе побудила заняться усовершенствованием источников тока —- созданием новых конструкций электрических машин, внедрением переменного тока и др.

свет без огня

..•Шум'и веселое оживление мгновенно стихли, когда в комнату дежурных монтеров петербургского газового общества «Сириус» вошел старший нарядчик и сказал: — Го ~ '........"

горой;

ll/jfiyv»'* V/ «ОJVW"« * 1г ' --------

Господина Лодыгин.! просит к себе управляющий кон-

11