Техника - молодёжи 1945-12, страница 14

Техника - молодёжи 1945-12, страница 14

Лодыгин объясняет устройство изобретенной им » электрической лампочки.

Управляющий любезно встретил вошедшего техника. Он вышел из-за стола и подал ему руку.

— Здравствуйте, господин Лодыгин! Я давно уже хотел повидать вас... Присаживайтесь.

Необычная сердечность управляющего заставила Лодыгина насторожиться.

— Благодарю, я постою, — сказал Лодыгин.

— Нет уж, нет, садитесь! Разговор у нас будет.

— О чем, позвольте спросить? —сказал Лодыгин, покорно усаживаясь в мягкое кресло-

Управляющий сел напротив.

— Вот вы работаете техником в конторе нашего известного газового общества. Дела «Сириуса» идут успешно. В этом заинтересованы мы, главные акционеры, и все служащие. Не так ли, господин Лодыгин?

— Может быть... — неопределенно ответил Лодыгин.

— Нет, нет, вы поверьте мне, что это так! Чтобы дела пошли еще лучше, нам нужно приложить к процветанию нашего общества все усилия.

— Надеюсь, что моей работой общество довольно...

— Да, это верно! С этой стороны мы никаких претензий не можем вам предъявить, господин Лодыгин. Но...

Управляющий встал, дважды прошелся по кабинету из угла в угол и вдруг, остановившись против Лодыгина, сказал:

— А как бы вы, господин Лодыгин, поступили, если бы увидели в своем доме нечто, что может угрожать вашей жизни? А?

— Вы мне предложили очень странный вопрос. Жизнь нужно защищать, и надо устранять угрожающие ей опасности.

— Золотые слова, господин Лодыгин. Браво! Браво! Это очень справедливо: «устранять угрожающие опасности»!

Лодыгин все еще недоумевающе смотрел на управляющего, в глазах которого внезапно вспыхнул * злой огонек. Он взял со стола печатный листок и начал его выразительно читать вслух:

— «Опыты электрического освещения, произведенные на ; - Песках для публики

изобретателем Лодыгиным... В воскресенье, одиннадцатого сего июля 1873 года, господин Лодыгин демонстрировал на Пе^ сках близ Преображенского плаца великому множеству собравшегося народа изобретенные им электрические лампы на-' каливания. В несколь-' ких уличных фонарях газовые горелки были заменены лампами накаливания, изливавшими вокруг яркий белый свет. Публика восторженно любовалась этим невиданным светом без огня. Многие принесли с собой газеты и книги и сравнивали расстояния, на которых можно было различать текст при газовом и электрическом освещении. На панели, между фонарями, лежали провода с резиновой изоляцией толщиной в палец. Господин Лодыгин охотно показывал публике свою лампу накаливания и объяснял ее устройство. Сначала изобретатель пропускал электрический ток гальванической батарей через железную проволочку, и все видели, как она раскаливалась. Затем изобретатель пропускал ток через проволоку и кусочек угля, помещенный в герметически закрытом стеклянном шаре. Уголек ярко тлел в продолжение тридцати минут. Затем изобретатель показал публике самые лампочки накаливания. Устройство первой лампы было следующее: между концами толстой медной проволоки был укреплен стерженек из прокаленного ретортного угля, который помещался в герметическом баллоне. При накаливании уголек отнимал кислород из воздуха баллона и затем продолжал тлеть в продолжение одного часа. В другой лампочке были помещены два уголька. Как объяснил публике господин Лодыгин, один уголек предназначался для поглощения кислорода, а другой, зажигаемый позднее, собственно для освещения.

Подобная лампа светила более двух часов.

Изобретатель обещает в непродолжительном времени еще более усовершенствовать свою систему. По его мнению, электрический свет более благоприятен для глаза, удобнее и безопаснее всех других способов освещения: керосинового газового и прочих. Публика наградила изобретателя дружными рукоплесканиями...»

Управляющий кончил чтение и, тяжело дыша, уставился на Лодыгина.

— Так ли все это было, господин Лодыгин, как следует из оглашенной хроники?

— Все совершенно справедливо! Эту работу я продолжаю и думаю, что доведу ее до окончательного результата.

— Неужели вы не понимаете, что подобными действиями вы наносите ущерб нашему газовому обществу?

— Я понимаю, господин управляющий, что мое дальнейшее пребывание на работе в вашей компании невозможно, Я буду считать себя уволенным. Но я твердо уверен, что электрическое освещение вытеснит газовое так же как городской водопровод вытеснил водовозов или пароходы парусные суда и весельные баркасы...

Лодыгин быстро вышел из кабинета управляющего. Не желая подвергнуться допросу товарищей о результатах только что состоявшейся беседы, Лодыгин направился прямо на улицу.

Он почувствовал себя свободным. Чувство гордости за свое поведение, однако, вскоре сменилось грустью, когда он опустил руку в карман и обнаружил там вместо денег только жетон техника- общества «Сириус».

«Значит, опять без определенной работы. Будет трудновато...»

Лодыгин пришел к опытам по изысканию новых источников электрического света не совсем обычным путем.

В молодости он увлекался разработкой проектов летательной машины. Средств на жизнь не было, тем более не было денег на постройку моделей. Но Лодыгин не унывал. Он уехал в Тулу и поступил на оружейный завод молотобойцем. Отказывая себе во всем, он скопил немного денег на поездку в Петербург. Отсюда Лодыгин отправился искать счастье во Францию.

Шел 1870 год. Была в разгаре франко-прусская война.

12