Техника - молодёжи 1946-02-03, страница 8Проф, Ют ФРОЛОВ К десятилетию опубликования птшш И, П. Павлова к советской ттмтк в журнале «Техника — мом&тн* 27 февраля 1946 года исполнилось десять лет со дня кончины великого ученого и патриота нашей родины Ивана Петровича Павлова. Эта дата совпадает с опубликованием замечательного обращения И. П. Павлова к молодежи, написанного по просьбе редакции журнала «Техника — молодежи» к X съезду ленинско-сталинского комсомола. Это письмо было последним в жизни И. П. Павлова и фактически является его научным завещанием, где он, подытожив весь свой богатый жизненный опыт, соединил его с опытом других великих ученых. Он облек свои мысли о задачах человека, стремящегося к учению (а кто не учится в нашей великой стране!), в простую, доступную для всех форму, сделал их достоянием миллионов молодых людей/ миллионов трудящихся. Выдержки из этого документа постоянно встречаются ш выступлениях крупнейших людей нашей эпохи. Слова Павлова цитируются и академиками, и. учителями, п инженерами, и комсомольцами. Распространенность письма-завещания Павлова очень велика. Оно вручается студентам некоторых североамериканских колледжей при поступлении в высшее учебное заведение вместе с документом на право посещения лекций. По счастливой случайности автору статьи, работавшему в лаборатории И. П. Павлова под его руководством, пришлось присутствовать при • зарождении этого завещания и сохранить первый его набросок. Какие обстоятельства натолкнули великого ученого на мысль обратиться с письмом к молодежи? Впервые идея собрать воедино свой богатый жизненный опыт, посвященный подготовке молодых научных кадров, и изложить его в виде системы, пришла Павлову в 1918 году. Он посвятил этому вопросу специальную лекцию, которую назвал «Об уме человека». Он имел при этом в виду требования, предъявляемые к работе представителей точных наук, естествознания. Но лекция эта в равной мере интересна и для представителей других' наук, техники и искусства. В этой лекции Павлов затронул вечно волнующую всех молодых людей тему — о самовоспитании, о значении воли к борьбе и, победе. Павлов, говоря об уме человека и о развитии высших способностей, исходил в этой лекции от себя, от своею собственного опыта, как человека науки, Павлов в течение всей * своей жизни (когда он выступал с лекцией, ему было 69 лет) умел не только исследовать самое сложное, что создано природой) на земле, а именно деятельность мозга и нервной системы, но еще и сам постоянно наблюдал свой собственный мозг, мозг гениального человека в его действии. В своей лекции Павлов говорил полным голосом о самом важном в его биографии —о том, как он пришел к своим победам на научном фронте и как сохранил полную свежесть ума и горячность чувств до самой старости; как он через изучение науки стал гуманистом и патриотом своей родины. Говоря об уме человека, он опирался на добытые в его лабораториях данные о работе мозга, который в своез* развитии—мы имеем в виду мозг человека — создает и науку, и технику, и искусство. Идеалистическим представлениям о душе и «непознаваемых» душевных способностях Павлов противопоставил свое учение об условных рефлексах, о работе высшего «этажа» больших полушарий мозга —о деятельности миллиардов клеток, составляющих его «корковый слой». Павлов изучил также и многие прирожденные, безусловные рефлексы, связанные с более древними частями мозга, и выделил среди них те, которые имеют особенно большое значение. К таким рефлексам относится, например, ориентированный рефлекс, или рефлекс на новизну, или рефлекс «что такое», как его образно называл сам Павлов, Ориентировка является органической основой внимания человека. Ориентировочный рефлекс — мощный биологический фактор, лежащий в основе настойчивого стремления человека к поставленной цели. Павлов в своей лекции несколько раз упоминал об этом замечательном рефлексе, который особенно развит у людей науки. Главным выводом из учения о высшей нервной деятельности, как ее раскрыл Павлов в своей лекции, является представление о значении условных, т. е. приобретенных в течение жизни, знаний и навыков, о неисчерпаемости ресурсов человеческого ума, о неистощимости творческого гения человека. Именно Павлов на примере работы над своей научной теорией, над своим собственным научным материалом показал, что количество новых, ценнейших для творчества связей в нервной системе, новых замыканий, контактов, образующихся в коре мозга под влиянием опыта, новых навыков и творческих догадок, ничем не ограничено. Даже если бы человек жил до 100 лет и более — корковые центры его мозга могли бы вырабатывать все новые й новые приспособления, новые условные рефлексы. Все дело заключается в условиях воспитания и самовоспитания, в условиях социальной среды. Поэтому представляет интерес именно для молодежи расшифровать некоторые места завещания Павлова через 10 лет после его опубликования, пользуясь первоначальным вариантом, который представлен в наброске его лекций. Первое свойство исследующего ума человека — последов а* тельность в накоплении знаний, второе-^ это скромность, и третье — страсть к труду. Последовательности в лекции Павлова «Об уме человека» было уделено много места. И, Я. Павлов. Репродукция картины Нестерова. б
|