Техника - молодёжи 1948-04, страница 22

Техника - молодёжи 1948-04, страница 22

я ость отдельных моторов доходит до 3 000 лошадиных

сил.

Не зря летчики- шутливо говорят: «Самолет —по существу, это мотор, к которому приделаны крылья и хвост, чтобы он мог держаться в воздухе».

Казалось бы«, авиация получила могучее и надежное сердце, которое в состоянии обеспечить беспредельное увеличение скорости самолетов.

Однако действительность говорит иное,

Hia очень больших скоростях — порядка 800—900 км в час, — которые уже достигнуты современными самолетами, воздушный винт — движущий орган машины — перестает надежно тянуть самолет.

Какую бы большую мощность мы ни подводили от мотора к винту, он все равно не потянет самолет быстрее. Поэтому воздушный винт и обычный поршневой мотор не в состоянии обеспечить самолету очень больших скоростей.

На помощь приходит совершенно новый двигатель — реактивный. Нашей родине принадлежит первая мысль о его применении в авиации. У нас были впервые разработаны основные конструкции реактивных двигателей и произведены теоретические исследования его работы и полета в пределах и за пределами атмосферы.

Впервые наиболее четко о возможности применения реактивного двигателя в. авиации сказал в 1881 году в своем духовном завещании приговоренный к смертной казни за. изготовление бомбы, убившей Александра Ii. революционер-народник 'Николай Иванович Кибальчич.

Брошенный в каземат Петропавловской креь^ети, за несколько дней до своей смерти Кибальчич составил «проект воздухоплавательного прибора» — первый проект реактивного летательного аппарата. *

Только в 1918 году, после Великой Октябрьской революции, среди сугубо секретных дел охранки был найден этот замечательный проект ракетоплана, который за счет реактивного принципа мог перемещаться и в воздухе и в абсолютно пустом пространстве. Но еще до того, как был извлечен из архивов охранки гениальный проект Кибальчича., с идеей реактивного полета выступил великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» появилась его статья: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой работе Циолковский пошел значительно дальше Кибальчича., дав не только строго теоретическое обоснование возможности использования реактивного двигателя, но и разработав первые конструкции; ракетопланов.

Непрерывно совершенствуя свои изыскания-, углубляя их, «великий фантаст и мечтатель», как его называли в те дни, занимался вполне реальным делом.

Увлеченный мыслью о космическом полете, Циолковский сорок пять лет тому назад создал проект жидкостного реактивного двигателя* который по принципу своему почти не отличается от современных жидкостных реактивных двигателей самолетов и реактивных снарядов.

Циолковский не только на девять лет опередил француза Эсно-Пельтри и на шестнадцать лет американца Годда-ра-—первых зарубежных исследователей реактивных двигателей,— он на десятки, лет опередил все развитие техники.

В те годы, когда современное воздухоплавание утверждалось, Циолковский уже говорил: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы».

И сейчас, когда первые эскадрильи реактивных самолетов уже бороздят воздушный океан, когда на сверхвысоких скоростях полета винт уже уступил свое место реактивному двигателю, хочется еще раз вспомнить слова Циолковского, сказанные им в 1933 году;

«Сорок лет я работал над реактивными! двигателями и думал, что прогулка- ра Марс начнется лишь через много

сотен лет. Но сроки меняются, Я верю, что многие из вас будут свидетелями заатмосферного путешествия».

Только советская власть дала ученому веру в реальность своих идей, дала ему веру в силу человеческого творчества и дала основания на подобное высказывание. Только советская власть по-настоящему оценила всю глубину « значимость его трудов и стремлений.

И если раньше казенная царская наука, окружив непроходимой стеной молчания дерзновенные проекты великого ученого, пыталась представить его «калужским чудаком и мечтателем», то освобожденный русский народ понял и воспринял замыслы Циолковского. «Знаменитым деятелем науки» назвал Циолковского товарищ Сталин.

Недалек тот час, когда первые космические корабли, оснащенные реактивными двигателям», устремятся» за пределы земной атмосферы иа исследование мировых пространств. Когда бы это ни произошло и где бы это ни случилось, имя русского гения понесут они к звездам.

Мы проследили весь путь развития- двигателя в России от водяных колес — движущей силы прошлого—к паровой машине, к двигателю внутреннего сгорания и к мотору завтрашнего дня — реактивному двигателю.

Мы рассказали лишь о крупнейших русских изобретателях-гениях, которые подобно высочайшим горным- вершинам стоят в окружении десятков замечательных талантов.

Сколько было и помимо Фролова1 «водяных людей», которые самыми остроумнейши-ми способами приручали воду, заставляя ее работать на человека! Сколько было и кроме Ползунова безвестных строителей «огненных машин», насаждавших «паровую силу» по всем заводам) России! Сколько было, наконец, людей, которые подобно Циолковскому, так же как и он, рвались в небо.

Скованные гнетом самодержавного режима старой России, в неустанной борьбе со стремлением иностранцев пода» вить любые ростки русского таланта и гения жили, и работали великие русские мастера и ученые.

Но даже в этих, очень тяжелых условиях заняли они ведущие места на. главных направлениях развития мировой техники и науки».

Озираясь на техническое прошлое России, видя перед собою величайшие успехи техники первого в мире советского государства, можно быть уверенным, что судьбы мировой техники находятся в верных руках: советские люди во всех случаях, всегда скажут свое решающее слово.

В стране нашей выстроены мощнейшие гидростанции, питающие электрической энергией сотни заводов и предприятий. Глухо вращаются под напором воды цельнолитые колеса турбин Днепрогэса^, и верится, что в их мощи есть капли труда гидротехника Фролова.

Когда недавно в Сталиногорске была запущена крупнейшая в Европе паровая турбина, мы вспомнили Ползунова,— это он первый использовал силы пара.

Новые дизельные тракторы «Кировец-35», первенцы послевоенной пятилетки, вышли на поля. Они имеют самый совершенный двигатель в мире, — в этом- немалая заслуга русских дизельщиков, когда-то, давным-давно, создавших моторы этого типа.

И когда на Красной площади, закинув голову, мы смотрим на стремительно проносящиеся реактивные самолеты, мы знаем-: об этом мечтал «когда-то Циолковский,

Так в нашей стране расцветают великие идеи русских новаторов техники, И если раньше весь социальный строй ■царской России становился препятствием на пут» новатора-изобретателя, теперь в свободном социалистическом» государстве все дороги открываются творцу!

Иди этими дорога-ми и твори на пользу народа! Твою работу поддержат.

Великий новатор науки и техники — Константин Эдуардович Циолковский (1857— 1935) заложил основы теории реактивного движения. спроектировал первый реактив

ный двигатель на жидком горючем и реактивный самолет. Величие работ, идей и исследований Циолковского с особой силой осознается в наши дни.