Техника - молодёжи 1948-05, страница 20

Техника - молодёжи 1948-05, страница 20

В ЬО J КО ВИТ И НО В u /; ОСТРОУМОВ

Механика с ее многочисленными разделами вооружает инженеров умением создавать машины и механизмы, возводить мосты, башни и здания, рассчитывать движение водяных и газовых потоков, движущих турбины, обтекающих корабли» и самолеты.

(Механика с полным- правом может именоваться «царицей техники».

В становлений механики труды русских людей сыграли выдающуюся роль. .Плечом .к плечу, совершенствуя механику, рядом с людьми иауки стояли и люди практики — рабочие, мастера и инженеры.

Буржуазные фальсификаторы истории, стараясь при всяком удобном и неудобном случае протолкнуть в историю «своих людей», пытаются замолчать многое из того, что рождено русским гением. Но мы, советские люди, знаем: многие из основных звеньев механики созданы нашими соотечественниками.

Некогда токарь работал на станке, держа резец в своих руках. Супорт заменил руку токаря. Он дал возможность работать легко, быстро и точно.

Кем и когда создан супорт? Раскроем любой иностранный учебник по технологии металлов. И читаем ответ: «Генри Моделей, 1794 год». «Слава !Модслею!» говорят буржуазные историки и сооружают ему памятник.

Что ж, изобретатель супорта достоин славы. Но монумент Модслею — это памятник не изобретателю супорта, а увековечивание исторической неправды.

Тщетны потуги буржуазных фальсификаторов задавить многопудовым славословием историческую истину. Громко говорит она языком старинных бумаг и книг. Неопровержимость ее доказывают и такие убедительные свидетели, как вещи.

В одном из музеев Ленинграда бережно хранятся два токарных станка. Сделаны они еще во времена Петра I. На од но At цз них работал сам Петр — большой мастер токарного дела.

Другой станок был закончен после смерти Петра. На медном его пьедестале — надпись: «...Начало произвождения к строению махины 1718 году, совершена 1729 году. Механик Андрей Нартов». На этих станках есть супорты— механические держатели резца. За семь десятков лет до Моделей изобрел их гениальный русский механик Нартов!

И не только своими супортами славны нартовские станки. «На этих станках, — пишет исследователь истории русской техники профессор Данилевский, — ...с геометрической точностью, и> притом автоматически, воспроизводились не сравнительно простые очертания машинных деталей, но неизмеримо более сложные формы...»

Создав автоматически работавшие стаики, далеко в будущее шагнул Андрей Нартов.

Тут уже речь должна итги не о семидесяти годах, «а которые он опередил Запад как (изобретатель супорта.

Лишь в наши дни, когда во главе многочисленной армии станков стоят станки-автоматы, мы с удивлением» и гордостью понимаем, насколько велик был творческий подвиг Нартова, как далеко обогнал он свое время.

Замечательным изобретателем был Яков Батищев—современник Нартова, солдат петровской армии.

В знак победы над шведами Петр прибил к стене шпагу поверженного им Карла XII. На клинке ее была выгравирована надпись: «Побежден лучшим оружием.». Одним из тех русских людей, кто помог создать это лучшее оружие, и был Яков Батищев. Прикомандированный к Тульскому оружейному заводу, Батищев сумел поставить там производство ружей н пушек на невиданную дотоле высоту. Крупнейший организатор производства, Батищев еще более прославил себя как создатель многих новых станков.

Стремясь облегчить труд рабочих и ускорить изготовление оружия, Батищев изобрел целую серию вододействую-

Put Л СМЕХОВА

щих машин. Это были машины для сверления стволов, для опиловки их, для зачистки стволов с поверхности и изнутри.

И в основу каждого из своих станков Батищев положил замечательный принцип: его станки обрабатывали не по одному изделию, а по нескольку сразу.

Историограф тульских оружейных заводов Гаммель писал о станках; Батищева:

«В нижнем этаже поставил он два станка для сверления двадцати четырех стволов на каждом. В верхнем было двенадцать пильных станков, а на каждом обтиралось по двенадцати стволов вдруг пилами, в тридцать фунтов каждая; потом восмыо личными пилами чистились поверхности стволов, а четырьями отделывались грани у казенного конца; внутренность чистилась четырьями смыкальным» (шустовальными) пилами».

На станке Батищева рабочий-отдельщик мог обработать 16 стволов — в восемь раз больше, чем при работе вручную.

Станки Батищева — родоначальники станков, которые в наши дни именуются на техническом языке многопозиционными.

Во времена Батищева нигде в мире таких производительных, «многоруких» станков не было. Не было нигде и шмии-дроконической передачи, которая уже была в позднейших, более совершенных образцах станков Батищева. Не на годы, не на десятилетия даже были задуманы эти великолепные стаики. На протяжении столетия шумела их слава. Оружие, сошедшее с батшцевских станков, гремело на улицах Берлина в 1760 году; его несли суворовские солдаты, штурмовавшие 'Измаил; оно славно служило и героям Отечественной войны 1812 года.

•Много замечательных мастеров трудилось вместе с Бати-ацевым на Тульском оружейном заводе: братья Демидовы, оружейник Никифор Пиленко, литейщик Семен Баташев, строитель домен и пушечных вертеле» Степан Трегубое, мастер Марк Сидоров, спроектировавший новый оружейный завод в Туле, и десятки и сотни великолепных знатоков оружейного дела, новаторов техник».

Дело» начатое ими, подхватили их потомки. По всей России, по всему миру гремела слава Тульского за:вода. Знаменитый путешественник академик Василий Зуев в известном описании своей яоездки из Петербурга в Херсон, опубликованном в 178! году, недаром начал рассказ о Тульском оружейном заводе такими словами: «Вот краткое описание места, которое столько славы и чести делает городу Туле не только в Российском государстве, но и в прочей Европе».

Замечательными вкладами обогатили туляки технику. Многое из того, что вошло в арсенал современной техники; родилось здесь и лишь усердием фальсификаторов из числа буржуазных историков относится к другим местам и другим временам.

Задыхаясь от умилительного восторга, расписывают американские историк» событие в конгрессе США, случившееся в 1798 году,

В зал конгресса, рассказывают они, фабрикант Эли Уитней принес десяток ружей. Ружья разобрали. К удивлению всех присутствующих, Уитней смешал все детали.

Изумление конгрессменов достигло апогея, вещают эти историки, когда Уитней снова собрал весь десяток ружей, причем каждое ружье, естественно, было собрано из деталей, находившихся ранее в других ружьях. Каждая часть любого ружья была в точности подобна одноименной части во всех остальных ружьях — части были взаимозаменяемыми.

Создание системы «взаимозаменяемости, без которой немыслимо машиностроение наших дней, достойно лавров. И американцы венчают ими Эли Уигнея.

Но не на челе Уитнея и совсем не в Америке должен находиться этот лавровый венок. Задолго до Уитнея, за десятки лет до него, не трубя на всех перекрестках о своих достижениях, взаимозаменяемости в своих изделиях добились тульские оружейники.

И мало того.

Уитней тобился взаимозаменяемости деталей самым при

18