Техника - молодёжи 1948-11, страница 10

Техника - молодёжи 1948-11, страница 10

взрывалась, и продукты горения вытекали через сопло, находившееся в хвостовой части реактивного прибора. Получающаяся при этом реакция, направленная вдоль оси реактивного прибора, приводила винт во вращение».

Советский ученый профессор Б. С. Стечкин первым в мире разработал основы теории воздушно-реактивного двигателя.

Успешно разрабатывали идею воздушно-реактивного двигателя, двигателя, в котором используется в качестве окислителя кислород окружающего воздуха, и Циолковский и многие другие советские изобретатели.

Реактивный винт оригинальной конструкции был предложен еще в 1924 году Б. Н. Юрьевым. Над идеей реактивного винта работали и другие советские изобретатели. Они предвосхитили идею реактивного винта, ныне разрабатываемого для применения в геликоптере.

Советские изобретатели успешно работали и в области газовой турбины, ставшей одной из основных частей авиационного воздушного реактивного двигателя. Оригинальный проект реактивной газовой турбины был предложен инженером Я. М. Гаккелем, создателем первого в мире тепловоза.

Нет возможности подробно перечислить вклад наших изобретателей во все области ракетной техники.

<И когда мы с восхищением наблюдаем полеты реактивных самолетов с околозвуковыми скоростями, мы не можем с удовлетворением не отметить, что наша страна вписала славные страницы в историю реактивной авиации. «Наша страна является передовой в области создания самолетов с жидкостно-реак-тивными двигателями, — пишет инженер-подполковник А. Кравец в газете «Сталинский сокол». — Если подобные двигатели нашли свое применение, например, в Германии только к концу войны (1944 г,), то в Советском Союзе гораздо раньше летчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи проводил испытания- первого в мире реактивного самолета».

В 1946 году вышла книга американского «популяризатора» Г. Цим «Rocket and jets». Излагая историю развития теории ракеты, он приписывает честь создания теории реактивного движения представителям «своей» науки — американцу Годдарду, немцу Оберту, французу Эсно-Пельтри.

А следовало бы знать, что Циолковский был основоположником новой научной дисциплины—ракетодинамики. Так назван теперь отдел механики, изучающий механику полета ракеты. Описать полет ракеты ясным и точным языком математики—труднейшая задача, потому что вес ракеты меняется во время полета. Этим механика ракетного поле

ком воздуха, чем в обычный дизель. Ведь эта смесь содержит дополнительное количество воздуха, нужное для того, чтобы обеспечить сгорание небольших порций жидкого горючего, впрыскиваемого в цилиндр для воспламенения пазовоздушной смеси. В момент сжатия газа в цилиндре горючая смесь содержит много воздуха. Такая смесь называется бедной, она труднее воспламеняется и не детонирует.

Конечно, газодизель отличается несколько более сложным устройством по сравнению с обычным дизелем-, предназначенным для работы она жидком топ

та отличается от классической механики, изучающей движение тел постоянного веса. Циолковский вывел основные формулы этого нового отдела механики за 10 лет до работы француза Эсно-Пельггри, за 16 лет до американца Годдарда, за 20 лет до немца Оберта. Тем самым была создана научная база для конструирования ракет и положено начало новой области человеческого знания.

Советские ученые успешно развивают эту новую область знания. Присуждение Сталинских премий служит лучшей оценкой их работы.

Реактивная техника открывает широкие возможности в области исследования и освоения высоких слоев атмосферы — стратосферы.

И американцы и англичане стремятся себе приписать честь открытия нового метода исследования атмосферы — ракетного.

В 1919 году вышла работа американского профессора Р. Годдарда «А method of reaching extreme attitudes» — «Метод достижения крайних высот». Почтенный профессор Смитсонианского института пришел к тем же выводам, к каким 13 лет до него пришел русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Конечно, профессор «забыл» упомянуть об этом в своей книге. Но, может быть, профессор не знал об этом? В 1945 году вышло новое издание его работы. Прошедшие четверть века показали всему миру достижения советской реактивной техники и вновь подчеркнули, кто является творцом новото метода достижения крайних высот. И что же? Гсддард снова «забыл» об этом.

'А следовало бы знать, -что еще в 1903 году были написаны замечательные слова: «...В качестве -исследователя атмосферы предлагаю реактивный прибор то есть род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной... Вычисления... дают столь замечательные результаты, что умолчать о них было бы недопустимо...»

Они принадлежат К. Э. Циолковскому, который первым увидел в ракете новое мощное орудие .познания человеком природы. Циолковский указал все основные черты современной ракеты, предназначенной для достижения больших высот.

Топливо для нее, способ его подачи, управление ракетой — все эти -вопросы были решены Циолковским за несколько десятилетий до того, как были построены подобные ракеты.

Руководящая роль нашей страны в деле применения стратосферных ракет видна и ив того, что в СССР состоялась первая в мире конференция по применению реактивных летательных аппаратов для исследования атмосферы.

ливе. Однако некоторое усложнение конструкции нового двигателя компенсируется многими его преимуществами.

Из всех тепловых двигателей газодизель является, пожалуй, самым экономичным. Он работает на дешевом топливе при высоких степенях сжатия, а чем выше степень сжатия, тем меньше расход топлива на единицу мощности.

Газодизель экономит дорогостоящее жидкое топливо. Он расходует только 5—Г5 процентов жидкого горючего, остальным топливом служит газ. Новый двигатель хорошо работает на природном газе. Однако он с таким» же

Всем известно, что Россия является родиной и научной теории межпланетного полета. Это вынуждены были- прн-знать даже некоторые зарубежные любители чужого приоритета. Так, немецкий профессор Оберт писал Циолковскому: «Вы зажглл нам свет, и мы будем работать над осуществлением величайшей мечты человечества...»

Известно, однако, как немецкие ученые работали над «осуществлением величайшей мечты человечества». Немецкие «ФАУ» убивали английских женщин и детей.

Лавры немцев не дают, однако, покоя американцам. Густой «межпланетный» туман поднимается за океаном. Прикрываясь бредовыми воплями о полетах со сверхсветовой скоростью, американцы готовят оружие для будущей 90йны. А чтобы придать подобие убедительности своим «межпланетным достижениям», американские журналисты пишут о будущих полетах на планеты и американских успехах в области межпланетных полетов.

Они забывают, конечно, упомянуть о том, что наука о полетах на другие планеты была создана в России, как это делает, например, В. Лей в своих многочисленных статьях и книгах о межпланетном полете. Ничего не говорят, разумеется, зарубежные «межпла-нетники» и о работах советских ученых —- продолжателей дела Циолковского.

Советские инженеры многое сделали в дальнейшей разработке проблемы межпланетного полета.

Инженер Цандер предложил оригинальную конструкцию крылатой ракеты-самолета для достижения космических скоростей с использованием отдельных ее металлических частей в качестве горючего.

'Инженер Тихонравов разработал вопрос об использовании солнечной энергии для межпланетного полета. Им предложена межпланетная ракета с фотоэлементами, доставляющими необходимую для полета на больших высотах энергию.

Инженер Кондратюк развил выдвинутую Циолковским идею внеземной станции — базы для будущих космических кораблей.

В историю завоевания межпланетных пространств наша отечественная наука вписала блестящие страницы.

И какие бы крики ни раздавались на страницах фантастических «мэгээи-нов» о покорении американскими «завоевателями»- солнечной и всех иных систем до внегалактических туманностей включительно — первое слово в настоящей науке о межпланетном полете было сказано в России. Это слово первое, и не последнее... Это тоже следовало бы помнить зарубежным любителям истории науки.

успехом может приводиться в действие генераторным газом, полученным в результате газифика ции низкосортных топ -лив: дров, торфа, сланцев, бурого угля и т. п.

Уход за газодизелЯми весьма прост. В нем отсутствуют капризные приборы электрического зажигания торючей смеси, с которыми бывает много неприятностей в работе. Газодизель в случае необходимости может работать и как обычный Дизель на жидком топливе. Любой дизель можно без -больших затрат превратить в тшодизель.

Нет сомнения, что новый экономичный двигатель найдет применение в народ? ном хозяйстве нашей страны.

(Окончание статьи А. Чернявского «Гаэодизоль»)