Техника - молодёжи 1949-01, страница 29

Техника - молодёжи 1949-01, страница 29

осталось рабством, только сделалось более изощренным и жестоким, Раньше для колоний выпускались специальные изделия со штампом «для колоний». Все это было грубо, плохо или рассчитывалось для применения, немыслимого в цивилизованных странах. Были даже особые кандалы «для колоний». А одна прогоревшая английская фирма поправила свои дела, начав выпускать для Южной Африки и Америки «перчатки», превращавшие руки человека в тяжелые неуклюжие клешни, которыми можно было держать инструмент для копки земли, для дробления камней. Взнть ими небольшой предмет было так же немыслимо, как продеть корабельный канат в ушко обыкновенной иглы. Перчатки, по словам фирмы, устраняли на копях возможность кражн золота или драгоценных камней.

Десятки тысяч туземцев работали в этих перчатках, терпя физические и душевные мучения, покорно подставляя руки надсмотрщикам, запиравшим уродливые «рукавицы» замочком с надписью: «Сделано в Англии». А золото и алмазы пропадали попрежнему, ибо воровали их надсмотрщики и другие высшие служащие копей.

Теперь на тех же алмазных и золотых копях Африки на негров не надевают позорных «воровских перчаток». Это и не нужно. «Бог Динамо» дает свет и энергию в самых глухих уголках Африки, для того чтобы ночь тропиков на земле и под землей превратилась в бесконечный день, наполняющий драгоценностями сокровищницы капиталистов. «Бог Динамо» при помощи своих слуг — рентгена, токов высо: кой частоты — само тело человека превращает в прозрачную массу. Во г в контрольной проходной камере мощное излучение' пронизывает почти голого рабочего — горе ему, если будет обна-р>жена крупица золота или кусочек драгоценного камня! Рабочие просвечиваются, словно механические детали, дозой, далеко выходящей за пределы безопасной для живого организма, но негры ничего не знают о болезнетворных лучах, невидимыми кинжалами врезаю-щцхся в их тела, а белых эти «мелочи» не смущают. Жизнь негра-рабочего все равно очень коротка. Нищенская заработная плата негров в чудовищных перчатках, показанных на фотографии, и негров, сегодня работающих в Африке, одинакова, хотя их друг от друга отделяют 50 лет. Жилища их тоже одинаковы: резервации, представляющие собою концентрационные лагери. В некоторых копях негры работают уже не первобытным инструментом, а электрическими бурильными машинами и отбойными молотками. Чернокожим рабо

чим дали это современное снаряжение рудокопа, но ни слова не сказали о силикозисе — болезни, поражающей легкие людей, работающих в кварцевых породах инструментами, вызывающими много мельчайшей пыли. Периодически все рабочие копей один за другим проходят специальную рентгеновскую камеру, н врач бегло смотрит на экран, где перед ним мелькают призрачные тени легких н темные очертания трепещущих сердец.

«В сторону», — говорит врач то одному, то другому, и в карточке рабочего появляется подчеркнутое красным карандашом слово «силикозис». Трудно вырваться рабочему, закабаленному договором с колонизатором, но негра с силикозисом предупредительно отпускают домой без всякой просьбы. Выгнанный рабочий возвращается в свою лачугу и быстро умирает от неведомой ни ему, ни туземному знахарю болезни.

Кто знает, что думает он перед смертью о причине своей гибели, о машинах, рабом которых он был? Во всяком случае» не благословляет техники колонизаторов, разрушившей его тело, сокрушившей его дух...

В тропиках есть немало гиблых мест, где тяжко н страшно белому человеку. И когда «цивилизацию» надо продвигать в эту опасную зону, колонизаторы направляют туда свою туземную техническую «смену». Чтобы забраться во владения мухи це-це, англичане охотно обучают неграмотных негров управлению трактором или бульдозером — кому же охота услышать над собственной головой зловещее дребезжание насекомого, несущего страшную сонную болезнь!

На расчищенном участке девственного леса несколько лет просуществуют плантации земляного ореха. Потом спрос на него в Англии и Америке исчезнет; кустарник и деревья покроют плантации, здесь снова поселятся мухи це-це и комары, разносящие тропическую лихорадку. И снова, когда этого потребует рынок, кого-то обманом пошлют в это царство смерти.

„Сэр инженер"

Еще мальчиком на школьной скамье во время уроков физики он познакомился с магическим «человечком», безвольно плывущим вдоль магнитных силовых линий и помогающим определять направление вращения проводника. Он рос, познаваемые им законы становились все сложнее; руководствуясь ими,

он научился делать громадные электрические машины и тончайшие приборы, но поведения магнитного «человечка» никогда н нигде не забывал, с необыкновенной чувствительностью угадывая, куда направлены «силовые линии» хозяйской воли. Он недолго оставался в тени.

Однажды ему сказали кратко, ко благосклонно; «Поезжай в колонии, изучи их глазами инженера-электрика, представителя нашей компании...»

Колониальный рынок ждал новых людей. Огромные противоречия, возникшие в связи с проникновением в тропические страны передовой техники, требовали вмешательства высококвалифицированных людей, могущих решать сложные научные и технические проблемы, и решать их только в интересах капиталистов.

В тот же день он был на пароходе, уходившем в Мадрас. В Индии он устанавливал моторы на портовых перегружателях, электрифицировал ска-зочные дворцы раджей и фабрики, похожие на тюрьмы. Он много лет «с честью» нес бремя своей фирмы в краю, где чума и холера постоянно подстерегают человека, где в лесах таятся грибкп, поселяющиеся в легких, чтобы превратить их в огромную колонию яркоголубой плесени, где клещи, укусы которых вводят в кровь жертвы яд безумия и слепоты, сидят на аппаратуре, на проводах, в обмотках машин...

Где-нибудь в тисках средневекового чумного карантина во время вынужденного и злого безделья он подвел итоги своей деятельности. Это не был сухой отчет о состоянии электрооборудования в колониях, о положении рынка, а скорее завещание, составленное в ожидании безвестной мучительной смерти, или сага о «боге Динамо». И неудивительно, что произведение не осталось в архивах электротехнических компаний, но пустилось в бурное странствование по земному шару. Особое внимание этому материалу уделил «South African Engineering», 1948 года, № 1.

В английских технических журналах теперь часто встречаются высказывания, что в «переделке мира» главная роль должна быть предоставлена инженерам, конечно, только «хорошим» специалистам,— «сэрам инженерам», как о них почтительно пишут. Автор статьи в «Sonth African Engineering» относится именно к этим «сэрам инженерам», ибо он отлично понимает, в каком направлении должна итти «переделка мира».

*Ь сторону», — говорит врач, и в карточке рабочего-негра появляется страшное

слово — «силпкозис».

27