Техника - молодёжи 1949-01, страница 28

Техника - молодёжи 1949-01, страница 28

26

Инженер А• МОРОЗОВ

Рис* Иv СМОЛЬЯНИНОВА

Джек Времен

Когда Джек Бремон, механик электростанции в Ньясаленде, проломил гаечным ключом череп своему помощнику—-негру, это показалось обычным делом. В том году в Ньясаленде Нга-Тун был девятнадцатым негром, убитым белым начальником при «исполнении служебных обязанностей». Но Джек Бремои в припадке белой горячки повесился через три дня после убийства Нга-Туиа, и африканские газеты быстро превратили его в мученика долга, просветителя черных, обладавшего чересчур чувствительным сердцем для этой «невероятно тяжелой работы».

История двух людей, встретившихся в машинном зале ничтожной .тропической электростанции, — история Джека Времена и Нга-Туна — сделалась широко известной, и разные люди по-разному откликнулись на эту драму. Герберт Уэллс написал рассказ о туземце, обожествившем электрический геиера-ратор и принесшем ему в жертву механика—своего безжалостного тирана, Он назвал рассказ — «Бог Динамо». Неудивительно, что Уэллс именно так ' разработал тему, связанную с проникновением машин в края «дикарей». Утверждение, что «дикари» обожествляют машины белых, тогда усиленно распространялось, потому что колонизаторам было выгодно создавать вокруг себя ореол недоступности, таинственности. Телеграф, паровая машина, пароход, паровоз, динамо превращались в колониях в богоъ. Во всяком случае, колонизаторы прилагали все усилия, чтобы туземцы не постигли их «тайны*, ие сбросили ярма, которое на них надевали разного ранга служители «богов». Это стремление осталось и теперь. Только действовать сейчас приходится гораздо хитрее.

Драма Нга-Туна — всего лишь строка в страшной истории вторжения капиталистической «цивилизации» в колонии. Истории и страшной и уродливой.

Долгое время в колонии сбывались самые устарелые и плохие машины — динамо с кольцами Грамма, похожие на исторические экспонаты захудалого провинциального музея, моторы с разбитых пароходов, оборудование разорившихся предприятий, купленное за бесценок. Уцепившись за эти жалкие обломки различных крушений, оказывались на далеких чужих берегах и люди. бывшие вполне подстать машинам: преступники, старавшиеся подальше уйти от судебных органов, неудачники, неучи...

Колонизаторы всегда нуждались и

нуждаются в людях, для которых любые законы — досадная помеха. Именно такие слуги капитала лучше всего умеют иревращать в золото пот и кровь. Недаром главной опорой цивилизации в Африке был «знаменитый» иностранный легион, целиком состояв-ший из авантюристов и уголовников.

«Носители технического прогресса» попадали » Африку, Индию, на островки южных морей прямо из трущоб большого города, из портовых притонов. Они ие были знакомы ни с природой новой родины, ни с ее населением. Не знали они даже своих собственных машин, их внутреннего устройства, принципов работы. Прикованные к машинам, они целиком зависели от воли своих хозяев, и у них ие было даже надежд темных искателей счастья в колониях. Только одно утешение оставалось им — глубочайшее презрение к «дикарям», существам, неизмеримо более несчастным, которыми могли полностью распоряжаться белые рабы машин.

Машин» а джунглях

Первую динамомашииу для Африки сняли в старой электростанции лондонских доков. Это была совсем допотоа-

Мы воспроизводим рисунок, взятый из журнала за

1900 год. Под рисунком надпись: <гАлмазные копи в лимбер-лее. Заковывание рук рабочих для предохранения от кражи алмазов. Гравюра по фогогрмрии».

ная машина, облысевшая от вечной сырости, грязная. Во время погрузки на пароход «Южный крест» ее уронили в воду, и это, конечно, не улучшило состояние динамо- На новом месте она проработала только две недели и погибла от «солнечного удара», как было сказано в акте по настоянию механика электростанции, беспробудного пьяни-цы, не надолго пережившего свою машину. Но роль «неизвестных героев» динамо и ее механик все-таки сыграли—они проложили путь для других В разрушенном машинном зале догнивало электрооборудование, на никому ие нужных проводах, протянутых в лесу, раскачивались обезьяны» а в Англии уже писали об успешном опыте использования электричества в джунглях, и предприимчивые люди готовились строить новые электростанции на «черном материке».

Со снисходительною улыбкой вспоминают современные английские и американские инженеры, *гак «бог Динамо» мчал завоевание колоний.

Не умея правильно бороться с перегревом обмоток, инженеры для жарких крае» делали непомерно громоздкие машины, носившие иа электромашиностроительных заводах кличку «бегемотов». Теперешний генератор для тропиков похож на своего предка «бегемота» меньше, чем взрослая лягушка похожа на головастика. Сейчас есть электрическая аппаратура, которую можно на несколько лет бросить в зловонную трясину тропиков, держать на солнцепеке при 70 градусах, оставлять в лесу в полной власти его бесчисленного населения — и она сбудет исправно работать... Все это обошлось • недешево. Но облегчилась ли жизнь негров, индусов, малайцев оттого, что «бог Динамо» проник в такие места, где раньше нельзя было даже мечтать об электричестве, что ои стал несравненна красивее, мощнее, что на каждую лошадиную сичшу теперь нужно в несколько раз меньше металлов и горючего, что энергию можно передавать на огромные расстояния? Ничуть! Рабство

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Маыин
  2. Грязные трущобы америки

Близкие к этой страницы