Техника - молодёжи 1949-06, страница 34

Техника - молодёжи 1949-06, страница 34

ную тьму, проходит сквозь тучи, касается лунных гор. А со временем мы будем провожать глазами самолет, улетевший за сотни километров от Москвы, и видеть, как он несется сквозь облачную толщу циклона.

Мы будем лучше видеть не только большое, но и малое.

Электронный микроскоп уже открывает нашим глазам мир молекул, который раньше был доступен только умственному взору. Огромную мощь дает нашим глазам, нашим рукам электрическая энергия.

Но и это не предел. Электрическая энергия наших дней — это энергия угля, торфа, нефти, падающей воды. А наука уже добралась до неизмеримо более мощного источника энергии — до атомного ядра. Пользуясь этой энергией, строители коммунизма будут исправлять недостатки поверхности земного шара, будут управлять погодой и изменять климат иа Земле.

Но работа ученого юже требует усилий, иной раз очень тяжелых. Легко ли вычислителю в обсерватории, или математику, или физику решать уравнения новейшей головоломной математики и физики! И вот уже в наши дни создаются электрические машины, которые решают уравнения без помощи человека.

По сообщению академике) С. И. Вавилова, проблема электрического счета решена у нас по-своему и во многих отношениях лучше, чем за рубежом. Машин а-математик, построенная в Энергетическом институте, мгновенно производит самые сложные вычисления.

Машина-математик!

Это уже не «тонор-саморуб» и не «пилка-самопилка», это «счеты-самосчегы», да еще такие, которые решают задачи высшей математики.

У нас уже есть счетная машина, которая в любую минуту может вспомнить, какая погода была сорок лет тому назад такого-то числа, такого-то месяца.

Я начал свой рассказ с ручного станка, а добрался до «думающих» машин. Таков путь машин.

А путь человека?

Мой знакомый токарь Егоров стал в наши лни наладчиком, стал командиром и творцом машин. Его дед еще держал в руках кузнечный молот. А у внука работа тонкая, требующая не силы мышц, а силы ума.

Когда я встретился с Егоровым, я застал его в мастерской не за тяжелой работой, а за обсуждением очередного улучшения, которое надо было внести в новую конструкцию.

Егорову и сейчас приходится работать руками. Но ведь и химик работает руками, и писатель держит в руке перо. А кто же назовет «их труд ручным, физическим трудом?

Когда-то человек все делал сам, своими руками и ногами, силой своих мышц. Потом он стал высвобождать из работы свои руки и ноги, заставляя природу делать за него то, что она может делать.

В каждой вещи, созданной человеком, был его труд. Но доля ручного труда все убывала, а доля умстзенного все возрастала.

Сейчас уже начинают перекладывать на машину тяжелую механическую вычислительную работу.

Придет время, когда советский человек будет избавлен от какой бы. то ни было однообразной автоматической работы, потому что такой работой будут заниматься машины. Всякий труд будеж тогда творческим трудом.

Создавать новые чудесные вещи, в которых воплощена вся мощь разума, перестраивать и моря, и горы, и реки так, чтобы они подчинялись воле и плану человека, побеждать тяжесть, пространство и время — это труд повелителя природы. Это творческий труд.

С каждым днем все более сильными и счастливыми становятся советские люди — хозяева своей свободной, светлой жизни.

(Окончание рассказа М. Водопьянова ^Воздушный экспресс»)

ко мог сигнализировать о приближении других самолетов, но и автоматически изменять курс.

Изредка проверяя истинный курс полета, Липатов включал приводный радиомаяк, ведущий самолет точно на селение Верхне-Имбатское. Убеждаясь, что все в порядке, штурман усаживался в кресло дочитывать заинтересовавшую его статью в журнале.

В это время воздушный экспресс летел над извивами реки Подкзменная Тунгуска, уклоняясь на юго-юго-восток. Вдали за мутным от облаков горизонтом вставало солнце нового дня.

Самолет по кратчайшей прямой стремился к цели, и внизу уплывали назад ночные просторы сибирской тайги.

Около двенадцати часов по московскому времени и в шесть по местному воздушный экспресс миновал ярко освещенную солнцем реку Амур.

Киреев посмотрел на экран: красная точка — самолет — рисовалась, словно рубин, вблизи от голубой поверхности озера Ханко. Владивосток был рядом.

Яркое солнце слепило глаза Соколовскому, сменившему Лободу и занявшему его место. Самолет, теряя высоту, скользил к далеким сопкам Сучаиа. Вот уже впереди показались Тихий океан и город-красавец, рассыпавший по холмам свои белоснежные дома.

Сделав огромный круг над городом, Соколовский повел машину к бухте Золотой Рог. Направление посадки было уже указано по радио с земли.

Едва самолет миновал первый подводный радиомаяк, как рявкнула сирена. Это значило, что высота полета в этот момент не должна была превышать ста метров. Второй сигнал, полу

ченный от другого маяка, предложил выключить дизели. Это моментально сделал Морозов.

Вскоре гидроплан прикоснулся к воде и, поднимая огромные столбы воды, помчался по заливу. Но все медленнее и медленнее становился его бег.

К самолету быстро идет катер. Он берет самолет на буксир. Скоро гигантская машина была пришвартована у специальной пристани около здания аэровокзала. Сотни людей встречают воздушный экспресс, как встречают на вокзалах железнодорожные поезда. Репортеры газет стремятся получить интервью у Киреева и у других членов экипажа.

Не избежал общей участи и Флегонтыч, вышедший на берег без своего головного убора. Он вытирал лысину огромным зеленым платком, когда к нему подскочил дотошный репортер.

Флегонтыч с важностью покрутил седые усы и словоохотливо начал:

— Ну-с, летели мы, молодой человек, можно сказать, нормально. Первых было дано два: суп колхозный и борщ черноморский, вторых четыре... Но, позвольте, товарищ, куда же вы?..

Во Владивостоке всем предстояло немало работы. Надо было сделать визиты властям, осмотреть самолет и подготовить его к обратному рейсу. При первой возможности Вяткин, Родченко, Соколовский и Киреев направились в город.

Автомобиль, минуя Орлиную сопку, мчался по главной улице города. Слева развертывались оживленная океанскими кораблями, панорама порта и изумрудные воды Амурского залива.

Киреев внезапно обернулся к друзьям: :

— Я думаю, товарищи, что недолго осталось до осуществления мечты незабвенного Валерия, нашего богатыря. На этом корабле мы совершим беспосадочный кругосветный полет без пополнения горючим в пути. После возвра> щения в Москву подумаем над этим как следует...

СОДЕРЖАНИЕ

С. И. ВАВИЛОВл акад. —Сталинский союз науки и труда ... / U. НЕЦОВ — Оборотные средства—

на полный ход/......2

М. КЛЕЩИНОВ, инж.—Укрощение

подземных вод.......5

Федор КРАВЧЕНКО—Рождение бумаги ...........7

Н. БОБРОВ — Птицелет.....12

Механизация на стадионе . ... 14 Механизация на службе животноводства ..........16

Л. ТОП У НОВ, инж. — А. Д. Засядко — конструктор боевых ракет 18 Б. ЛЯПУНОВ, инж. — Ракета—оружие науки.........20

А. КОЛОДЦЕВ, инж. — Гофроизо-

ляция..........22

А. МОРОЗОВ, инж. — «Хороший парень» ........... 23

М. ВОДОПЬЯНОВ, Герой Советского Союза — Воздушный экспресс 26 М. ИЛЬИН> инж. —- Завод-самоход 29

ОБЛОЖКА: 1-я стр. — художн. К. АР-ЦЕУЛОВА, иллюстр. рассказ Водопьянова, 2-я стр. — художн. А. КАТКОВ-СКОГО и Л. СМЕХОВА, 4-я стр. —художн. А. ПОБЕДИНСКОГО. иллюстр. статью Боброва.

Редактор В. Д. ЗА ХАРЧЕН/СО

Редколлегия: ГЛУХОВ В. В., ИЛЬИН Я. Я., КУЗНЕЦОВ Б. Г., ЛЕДНЕВ Я. А., ОРЛОВ В. И., ОХОТНИКОВ В. Д.,

СИЗОВ Я. Т., ФЛОРОВ В. А., ФЕДОРОВ Л. С.

Издательство «Молодая гвардия» _рукописи т возвращаются

А05978. Подписано к печати 3/VI 1949 г. 4 печ. л. (7.5 уч.-иэд. л.). Заказ № 2549. Тираж 59 ООО экз. Цена 2 руб.

Фабрика детской книги Детгиза, Москва, Сущевский нал, 49. Обложка отпечатала в типографии «Красное знамя». Сушевская ул.. 21.