Техника - молодёжи 1949-01, страница 30

Техника - молодёжи 1949-01, страница 30

В стране, опустошаемой голодом и болезнями, где наводнения и катастрофическая засуха — постоянные, привычные явления, где только 10 процентов населения грамотны, он все бедствия, все несчастья рассматривал лишь как факторы, влияющие на доходы электротехнических компаний. С логарифмической линейкой и чемоданом с измерительными приборами он прошел Индию с юга на север и с востока на запад. Он видел повсюду, как волна повреждений электрооборудования катится по электрифицированным районам, оставляя после себя сгоревшие машины, мертвые моторы, бездействующие йасосы ирригационных станций. Он тщательно перечислил и проанализировал все причины этого явления. В Индии высока температура к слишком силен солнечный свет, слишком велика относительная влажность. Там атмосфера насыщена солями и пылью. Грызуны и насекомые только и ждут, чтобы наброситься на изоляцию обмоток, на оболочки кабелей. Но самое главное—это было «гениальной догадкой», которой от него так ждали хозяева: индусы не могут обслуживать обыкновенные электрические машины. Как жрец, перечисляющий кощунства, допущенные нечестивцами, «сэр инженер» рассказывает о грехах индусов, обслуживающих анг» лийские электрические машины. По его мнению, они ие понимают, зачем т электрической машине щетки, и равнодушно смотрят на сильнейшие искры, обжигающие коллекторы. Для них ие существует разницы между машиной последовательного и параллельного возбуждения, и нередко механик пуска-ет вхолостую мотор последовательного возбуждения только для того, чтобы проверить, исправлен ли он. Происходящие от этого катастрофический «разнос» двигателя и авария потом хладнокровно относятся к недостаткам конструкции; Английского инженера глубоко поражает, что в Индии одна шестнадцатая дюйма — обычный предел точности обработки деталей, Перемотку сгоревших электрических машии в этой стране он считает просто невозможной.

На человека, способного сделать это, там смотрят с гораздо большим удивлением, чем На факира, достающего из-за пазухи кобр и скорлионов. «Сэр инженер» с негодованием пишет обо всем этом, нисколько не задумываясь иад тем, что виноваты лишь английские капиталисты, столько лет державшие Индию в колониальном рабстве,,.

Между Джеком Бремоком и автором статьи в «South African Engineering» — огромная разница. Первый учился у пароходных механиков, признававших только одно учебное пособие — кулак, и если бы даже захотел, ничего не смог бы объяснить несчастному Нга* Туну. Второй — высокообразованный человек— мог бы учить других, но это невыгодно его хозяевам. Он говорит: индусы некультурны» полны предрассудков, неграмотны. Не наше дело заботиться об их просвещении. Пусть они еще долго остаются такими же. Проще и выгодней приспособить машины к низкому уровню развития этих людей, чтобы не потерять огромного" рынка сбыта. Для них надо делать электрические машины с намертво закрепленными щетками. Надо закрыть моторы и динамо так, чтобы обслуживающий персонал не имел легкого доступа к другим существенным деталям. Никакими регуляторами скорости снабжать машины для Индии нельзя: все равно поломают, сожгут. Индусы, работающие ручным электрифицированным иистру» ментом, не понимают, что происходит при перегрузке и почему инструмент останавливается, перегорает. Поэтому такой инструмент необходимо снабжать автоматическими выключателями, действующими независимо от воли рабо-чего.., И много еще советов дает «сэр инженер», не один десяток лет про-вецший среди индусов и желающий, чтобы еще долгие годы динамо оставалось для них неведомым богом, с которым могут разговаривать только англичане.

Он не одинок, этот «сэр инженер». Подобные ему лица осуществляют всю «техническую политику» носителей прогресса в колониях.

Расчищать страшные дебри, владения мухи цс-це, англичане посылают нёгров, обученных управлению бульдозером...

Возвращение Мауги

Мауги из рассказа Киплинга «Великая перепись» был отъявленным мошен* пиком. Со старым толстым прейскурантом Тречера он бродил по дорогам Мидии и собирал дань, покинув, своего «любимого» хозяина Смита.

«Я ездил от Биканира до Джайсал* мира, пока не растрепалась моя книга, в которую я всегда смотрел с мудрым видом, чтобы пугать народ. Я заработал тысячу семьсот восемь рупий двенадцать аи и шесть пайс...» — рассказывает Мауги.

Рассказ кончается словами Смита: «Теперь я жду возвращения Мауги, Я сделаю его смотрите чем всего моего дома»,

Киплинг ие скрывает своего любования Мауги. В колониях для империалистов это незаменимый человек, и далеко ие всегда он простой метельщик, как в «Великой переписи». Раджи и финансовые магнаты Индии, правители Сиама, Саудовской Аравии, Бразилии, Чили и т. д. играют по отношению к своему народу роль мошенника Мауги. Конечно, в их руках ие растрепанный прейскурант Тречера, и владеют они ие одним украденным маленьким верблюдом. Они говорят о независимости, порою даже о демократии, обещают народу процветание и райскую жизнь в будущем. А сами жадно, с собачьей покорностью, глядят на руки своих настоящих хозяев — капиталистов- колонизаторов. И в награду за уменье нагло обманывать к предавать свой народ ко-лонизаторы делают современных Мауги «смотрителями всего их дома» — колоний и стран, формально получающих самостоятельность...

Невежество туземцев колонизаторы считают своим лучшим оружием. Как было хорошо* когда один вид книги приводил в ужас негров и индусов!

В прошлом году на острове Мадагаскар. французской колонии, вспыхнуло восстание. Его залили кровью. И французская газета «Аигоге» писала:

«Двадцать два обвиняемых —« врачи, журналисты, служащие, пасторы — показывают, что верхушка, обязанная своим образованием нашим заботам, обращается против нас. Не лучше ли было бы готовить из туземцев сельскохозяйственных техников и квалифицирован" иых рабочих, чем полу интеллигентов?»

Перекликаясь с французской газеткой, летит из Австралии тоскливый вопль: «Мы — белые островки культуры и прогресса в огромном черном и желтом океанах, окружающих нас...»

Страшась момента, когда эти «океаны» угнетенных народов поднимутся сокрушающим валом, колонизаторы усиленно ищут опоры в своих белых рабах. Они ставят их в привилегированное положение, за ту же работу платят им в 60—100 раз больше, чем желтым или черным рабам капитала, внушают им мысль о расовом превосходстве над «дикарями». Они призывают яа помощь тень Джека Кремона, дрессировавшего Нга-Туиа, как собаку... Но теперь в края черных и желтых людей пришли не только отбросы больших европейских и американских городов: там много обыкновенных белых рабочих, твердо убежденных, что нет высших и низших рас иа земле. Поэтому «носители культуры» так лихорадочно ждут появления различных Мауги и так восторженно приветствуют их. Прячась за спиной этих проходимцев, они тщетно надеются, что еще долго можно будет заставлять коренное население колоний преклоняться перед таинственным «богом Динамо» и держать его в невежества и жесточайшем рабстве.

28

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Логарифмическая линейка?

Близкие к этой страницы