Техника - молодёжи 1949-01, страница 32Токарный станок древних египтян. ОГанок, приводимый в ход луком, можно и сейчас увидеть и мастерской часовщика. Древние ручные орудия не всегда сходят со сцены. В век господства машин они еще живут, притаившись, в каком-нибудь уголке, где еще сохранился ручной труд. Так маленькие потомки гигантских ящеров и сейчас еще ютятся в расселинах скал. Если станок невелик, один и тот же человек может держать и резец и лук. Но если станок большой, приходится опять занимать работой двух человек, четыре руки. И вот в средние века появляется станок, который приводится в ход не рукой, а ногой. Сохранились старые гравюры, на которых изображены ремесленники за работой. Вот на одной из них — мастерская токаря. Бородатый мастер стоит у станка, держа обеими руками стамеску. Над его головой прикреплен к потолку лук. К тетиве привязан шнур, спускающийся вниз — к станку. Шпур петлей охватывает вал станка. Другой конец шнура привязан к ступальной доске — подножке стан-Древнеримский токарный станок, ка. Мастер наступает йогой на подножку. Шнур идет вниз и заставляет вал сделать несколько оборотов. Стамеска врезается в дерево и снимает с него стружку. Мастер отпускает подножку. Тетива, словно пружина, тянет шнур наверх. Мастер отнимает стамеску от вещи, которую он обтачивает. Вал вращается холостым ходом в обратную сторону. Тут же, на стене, — длинный брусок с отверстиями. В отверстия вставлены стамески разного вида и назначения. Рядом со станком стоит кресло с затейливо выточенными ножками. Оно уже почти совсем готово. Видно его-то и делает сейчас мастер. Так изображен на гравюре средневековый токарный станок. Впрочем, чтобы рассказать, каким был в старину токарный станок, мне не нужно рыться в старых гравюрах и книгах. Мне достаточно для этого порыться в собственной памяти. Ведь в дни моего детства еще можно было увидеть станок, на котором токарю приходилось работать сразу и руками и ногами. На таком станке бродячие колесные мастера вытачивали ступицы и спицы для колес. У бродячего колесника, как и у бродячего медника или точильщика, не было своей мастерской. Средневековые токарные станки. Медник ходил по улицам и кричал: «Паять, лудить, кот лы, кастрюли починять!» Ему вторил точильщик: «Точить ножи, ножницы!» И когда им давали работу, они принимались за дело тут же во дворе или на улице. А странствующему колеснику, так же как каменщику или землекопу, приходилось наниматься на работу к подрядчику, к какому-нибудь лесопромышленнику или владельцу «щепного» магазина. В щепном магазине продавали лопаты, корыта, колеса и прочий деревянный товар. Колесник приходил в город из деревин, откуда-нибудь нэ Тверской губернии, и приносил с собой в мешке свое нехитрое оборудование: стамески разного вида, железные упорные винты, железный подлокотник. Станок он сооружал тут же на месте, в хозяйском сарае. Сколотив из брусьев станину, он укреплял на ней две «бабки», которые должны были держать заготовку. В одну «бабку» он вставлял винт, который можно было вдвигать или выдвигать. В другой бабке закреплял заостренный стержень. Между этими двумя «центрами» он зажимал заготовку. Оставалось пристроить такое приспособление, чтобы заготовка вертелась во время обточки. Колесник пришивал к потолку гвоздями гибкий шест или туго натянутый лук. К шесту или к тетиве лука он привязывал тонкую, но крепкую веревку. Эту веревку он перекидывал петлей через заготовку. А другой конец веревки прикреплял к качающейся доске—подножке. Достаточно было теперь приделать к станку «подручник», чтобы уже можно было становиться за станок. Подножка, подручник—сами эти слова ясно говорили о том, что токарь работает на станке и руками и ногами. А работал он так: одной рукой он "держал за рукоятку стамеску, опирая ее на подручник, другой рукой управлял стамеской, а ногой наступал на подножку. Стамеска со свистом врезывалась в дерево, и струя деревянных брызг вылетала из-под режущей стальной кромки. Так мастер работал часами под пение своего станка. Работа была тяжелая. Приходилось долго стоить на одной левой ноге. Нога уставала от двойной нагрузки. А правая йога и обе руки тоже не отдыхали. Половина времени терялась зря. Ступица вертелась то в одну, то в другую сторону. При холостом ходе надо было стамеску отнимать, при рабочем— опять приставлять к ступице. С давних пор изобретатели думали о том, как сделать, чтобы вал станка вертелся в одну и ту же сторону. Это была трудная задача — превратить прерывистое вращение в непрерывное. Среди набросков замечательного итальянского художника и инженера Леонардо да Винчи нашли рисунок, изображающий станок с непрерывным вращением. Тут нет ни гибкого шеста, ни лука. Леонардо понимал, что луку надо дать отставку не только па поле битвы, но и в мастерской. Чтобы подножка, качаясь, приводила в ход стан ж, между ней и коленчатым валом помещен шатун» который вертел коленчатый вал, словно рука рукоятку. Это было очень большое изобретение. Но оно не сразу завоевало себе место в жизни. Ведь построить такой станок было труднее, чем обычный — с простым шестом или луком. О qafvs-mo^fts и о маст8|\а;С ** KfitnocmHbi/ BjvtMtM^ В одном из ленинградских музеев я видел большую книгу в кожаном переплете. Посреди переплета вытиснен золотом рисунок, изображающий солнце и двуглавого орла. А на первой странице наверху можно заметить две буквы: П. П. Буквы эти означают «Петр Первый» и написаны, вероятно, им самим. Чернила успели порыжеть и выцвести от времени. Что же это за книга, которую читал царь? Она называется: «Художество токарное в совершенстве». Царь-плотник был и царем-токарем. Он любил в свободное время работать на станке. По его приказу книга Плюмьера о «токарном художестве» была переведена с французского языка на русский. В подлиннике у книги длинное название: зо |