Техника - молодёжи 1949-03, страница 27

Техника - молодёжи 1949-03, страница 27

Инженер А. БУЯНОВ Рис. Н. СМОЛЬЯИИНОВА

ОСНОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Мы живем в век химии, которая в руках человека превратилась в могучее орудие преобразования природы. С ее помощью созданы металлы легче дерева, прозрачные пластмассы с прочностью стали; хпмин позволила создать много удивительных материалов с совершенно новыми свойствами, отсутствующими у природных: синтетический каучук, искусственное волокно, синтетический бензин и другие. Химия увеличивает плодородие и помогает делать человеческую жизнь независимой от капризов природы.

Мы, русские люди, горды тем, что многие из важнейших глав этой науки созданы нашими соотечественниками — русскими химиками. Отцом химической науки является гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, создавший ее из разрозненных алхимических знаний.

Во времена Ломоносова теории химии, по существу, не было. Химия представляла собой ряд практических приемов, рецептов, она была еще наполовину алхимией — алхимией, отказавшейся от «философского камня» и «элексира молодости», но сохранившей целый ряд фантастических представлений.

Химия ждала своего реформатора.

И этого человека выдвинула Россия.

Творец атомно-молекулярного учения

«Если бы я хотел читать, не зная букв, — бессмысленное дело, — писал Ломоносов. — Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах, это было бы столь же бессмысленно».

Стремясь прежде всего познать, что такое вещество, из чего оно состоит, как оно построено, Ломоносов твердо стал иа атомистический путь.

Атомизм Ломоносова является дальнейшим развитием воззрений философов-атомистов. Но, опираясь на учения своих предшественников, он шел самостоятельным путем и создал новое материалистическое учение о веществе и его свойствах. С атомом он связывает представление о веществе, с молекулой — представление о химическом соединении. То, что мы называем сейчас атомом, Ломоносов называл элементом, а молекулу — корпускулой. В одной из его первых работ—«Элементы математической химии», написанной в 1741 году, мы читаем:

«Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличных между собой тел».

«Корпускулы есть собрание элементов в одну небольшую массу».

«Корпускулы однородны, — пишет Ломоносов, — если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом».

«Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел».

Следует отметить, что даже много лет спустя знаменитый английский ученый Дальтон и другие ученые не производили еще различия между атомом и молекулой. А Ломоносов в различном расположении атомов в молекуле усматривал причину различия свойств тел, чем предвосхитил учение об изомерии, развитое лишь в XIX веке.

Все тела, по Ломоносову, состоят из атомов. Атомы соединяются в сложные части, а последиие — в обычные тела. В высшей степени гениальным было предсказание Ломоносова, что атомы не есть простейшие частицы вещества, что они различны. Атомы одного и того же вещества, учит Ломоносов, одинаковы; но атомы различных веществ отличаются друг от друга. В доказательство он указывает на отличие удельных весов золота и других веществ. Ломоносов гениально определяет предмет химии как науки о соединении атомов в молекулы. В своих работах он указывает на то,

I.

что физические и химические свойства вещества определяются свойствами и расположением мельчайших частиц.

«Наука о самых мельчайших частичках, от которых происходят частичные качества тел, ощущаемых нами, столь же необходима... как сами эти частички надобны для создания тел и произведения частичных качеств». Идея о том, что вещество состоит из мельчайших частиц, стара. Однако даже в XIX веке многие ученые путали понятие о простом и сложном теле, то есть о химическом элементе и химическом соединении. Во времена Ломоносова за химические элементы принимали, помимо серы, ртути и других, горючесть, летучесть, влажность и т. д. Свойство смешивалось с веществом. Ломоносов исправил эту ошибку. Он впервые дал определение химическому элементу, назвав его началом. «Начало, — пишет Ломоносов, — есть тело, состоящее из однородных корпускул».

С гениальным проникновением в строение вещества дано им и определение химического соединения. «Смешанное тело, — пишет Ломоносов, — есть то, которое состоит из двух или нескольких различных начал, так соединенных между собой, что каждая отдельная его корпускула имеет такое же отношение частей начал, из которых тело состоит, как имеет и все смешанное тело».

На своем атомно-молекулярном учении Ломоносов строит физику, создает науку химию и воздвигает новую науку — физическую химию. «Во тьме должны обращаться физики, а особливо химики, — писал Ломоносов в 1760 году, — не зная внутреннего.., частиц строения». «Но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно химия тому первая предводительница будет». И это предсказание сбылось.

Вся история дальнейшего развития науки блестяще подтвердила правильность атомно-молекулярного учения Ломоносова. К началу XX века доказано было реальное существование и самого атома. Величайшей заслугой Ломоносова является то, что он последовательно, убежденно и плодотворно внедрял в науку своп атомистические представления.

Атомно-молекулярное учение развито было им за 61 год до Дальтона. И тогда же оно положено было у Ломоносова в основу всех его теорий и работ. Ломоносов — подлинный отец современной естественно-научной атомистики, он окончательно утвердил атомистику в химии.

Ломоносов был против идеалистической атомистики своих предшественников — Г. Гассеиди (1592—1655) и Р. Декарта (1596—1650). Французский философ Гассенди также считал, что вещество состоит из множества мельчайших атомов, но у него все тела, даже и неодушевленные, обладают душой чувствующей и хотя бы смутно рассуждающей. А сами атомы, писал он, вечны и сотворены богом. По божьей же воле они сгруппированы и в тела. Другой французский философ, Декарт, писал, что бог, который сотворил вещество вместе с движением и покоем, сохраняет в нем то самое количество движения и покоя, какое вложил в него при творении. В 1754 году, в письме к Эйлеру, Ломоносов писал об идеалистическом учении и атомистике: «Это учение должно быть до основания уничтожено моими доказательствами». И он доказал, что не по божьей воле атомы группируются в тела и не бог сохраняет энергию вещества, а существуют незыблемые законы природы, законы сохранения вещества и энергии.

Химическая лаборатория М. В. Ломоносова

25 июля 1745 года указом Елизаветы Петровны Ломоносов назначается профессором химии, но его работы по химии тормозило отсутствие химической лаборатории, открытия которой он добился лишь в 1748 году. В - этой лаборатории Ломоносов проводил свои работы и одновременно обучал студентов. Здесь после своих лекций он производил со студентами опыты, чтобы практикой закрепить теоретические

25