Техника - молодёжи 1949-03, страница 28

Техника - молодёжи 1949-03, страница 28

м. в. л о и он о с й

«Химия первая пред* водитслъннца будет в раскрытия внутренних чертогов тел, первая проникает во внутренние •тайники тел, первая позволит познакомиться с частичками».

Г^- Ломоносов

знания. В результате такого обучения студенты приобретали обширные знания по химии.

Химическая лаборатория Ломоносова была первой в мире учебно-исследовательской лабораторией. Вторая такая лаборатория была основана немецким профессором химии Ю. Либнхом в Гиссене только 77 лет спустя.

Программа лабораторных работ, которую дал Ломоносов в своем проекте об учреждении химической лаборатории, учитывает постановку новых методов химического исследования; она предусматривает проверку важнейших опытов других химиков; в ней Ломоносов пишет о необходимости проведения опытов в вакууме; о микрохимических исследованиях с широким применением количественных определений. «Сверх сего к химическим опытам присовокуплять, где возможно, оптические, магнитные и электрические опыты». Эту обширную и четкую программу нельзя даже сравнивать с планами работ химиков того времени. Ломоносов смотрел на многие десятки лет вперед.

В первой русской химической лаборатории проводились работы Ломоносова и по изготовлению окрашенных стекол для мозаичных картин. В короткий срок он разработал подробную рецептуру этих стекол, поражающих нас богатством оттенков в сохранившихся мозаичных картинах. Из лаборатории Ломоносова вышел в 1753 году «архитектурии ученик» Дружинин, который в течение года «прилежно обучался составлению цветных стекол» и затем передал свой опыт русским мастерам стекольного завода, вследствие чего отпала нужда в приглашении соответствующих иностранных специалистов. В своей лаборатории Ломоносов вместе с Виноградовым, «трудясь многими опытами, кроме других исследований, изобрели фарфоровую массу».

Ломоносов был одним из первых химиков, ясно сознававших необходимость работать % с химически чистыми веществами. В пункте шестом своего проекта об учреждении химической лаборатории он писал: «В химических действиях намерен я поступать таким порядком: нужные и в химических трудах употребительные натуральные материалы сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего примесу не было, от которого в других действиях обман быть может».

С весами в руках

Ломоносов внедрил в химию метод точных количественных измерений. Это пытался осуществить еще в XVH веке Роберт Бойль. Но Бойль не сумел правильно поставить опыт н поэтому пришел к неверным результатам.

Он взвешивал металлы до и после прокаливания и обнаружил при этом разницу в весе, которая была объяснена тем, что через стенки колбы будто бы проникает тончайшая материя огня — флогистон, окисление понималось Бойлем как соединение тела с флогистоном. В течение десятков лет никто не заметил, что в постановке опытов Бойля кроется ошибка, совершенно искажавшая суть дела.

С атомистической точки зрения, теория флогистона была ненужностью. Прибавление в весе окисленных металлов можно было объяснить, догадывался Ломоносов, соединением металла с невидимыми частицами атомами воздуха. Имея это в виду, Ломоносов сразу заметил ошибку Роберта Бойля и повторил его опыт с остроумным видоизменением: он взвешивал запаянные реторты, не открывая их после прокаливания. В результате «оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере». Разламывая затем горлышко реторты, Ломоносов наблюдал, как туда со свистом врывался воздух. Ломоносов предвидел этот результат, он писал: «нет никакого сомнения, что частички воздуха, непрерывно текущего над обжигаемым телом, соединяются с ним и увеличивают вес его».

М. В. Ломоносов был бесспорным пионером введения количественного анализа в химию. Еще в 1745 году он писал: «При всех упомянутых опытах буду я примечать и записывать не токмо самые действия, но и все окрестности, которые надобно быть покажутся». Не только весовой, но и объемный анализ сформулирован здесь.

Все свои опыты Ломоносов всегда делал, подчеркивая необходимость внедрения в химию точных измерений. «Желающему делать физико-химические опыты обязательно необходимо пользоваться ве сом и мерою», — гоиюрил он. Таким образом, и в этом фундаментальном вопросе научной химии Ломоносов намного опередил Лавуазье и Гей-Люссака, которых считают творцами количественных измерений в химии.

Открыватель великих законов

Свою гипотезу о сохранении вещества Ломоносов высказал сначала в письме к Эйлеру от 5 июня 1748 года. Это было за 10 лет до экспериментальной проверки опыта Бойля. После опытной проверки гипотеза стала законом. В 1758 году в своей работе «Рассуждение о твердости и жидкости тел» Ломоносов дает следующую формулировку открытого им единого закона сохранении вещества и энергии: «Все пере-

Современная наука подтвердила ломоносовское определение атома и молекулы. Несмотря на то, что в состав атома входят электроны, протоны, нейтроны, он существует как вполне определенная химическая индивидуальность.

«Корпускулы есть собрание элементов в одну небольшую массу.

Корпускулы однородны, если состоят иэ одинакового числя одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом.

Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном «гисле; от этого зависит бесконечное разнообразие тел»»

Ломоносов

26