Техника - молодёжи 1949-07, страница 29В. БОЛХОВИТИНОВ а Рас. А. ПОБЕДИНСКОГО Г. ОСТРОУМОВ Наука о Земле. Велико, очень велико ее значение! Мы живем на Земле. Земля — наш дом. На ее поверхности вырастает урожай, из ее недр, можно без преувеличения сказать, извлекло человечество все материалы, из которых созданы наши города, заводы, транспорт, вся наша материальная культура. Наука о Земле — геология — вручает нам ключи к новым и новым тайникам недр — к этим великим сокровищницам. Круг вопросов, которыми занята геология, широк и многообразен. Она изучает состав и строение Земли и главным образом ее оболочки — коры, в которой скрыты богатства, столь нужные людям. Геология познает и процессы, идущие в недрах и на поверхности машей планеты. Большое внимание эта наука уделяет и истории Земли, потому что знание прошлого ее, запечатленного в виде слоев различных горных пород, служит насущным задачам нашего сегодня. С гордостью можем мы сказать, что самые сокровенные тайны недр были разгаданы, раскрыты нашими соотечественниками— русскими геологами. На протяжении всей истории науки о Земле русские ученые неизменно были впереди зарубежных. С древнейших времен Россия славилась своими рудознатцами, предшественниками современных геологоразведчиков. Летописи и народные предания сохранили нам рассказы о их изумительном мастерстве. Необычно глубоко умели проникать они в тайны природы. Зорко подмечая в окружающем, казалось бы, даже самое неприметное, умело и тонко сопоставляя результаты отдельных наблюдений, древние разведчики вывели ряд надежных признаков, которые выдают присутствие притаившихся в недрах полезных ископаемых. Рудознатцы знали, что по соседству с кварцем надо искать золото, что галмейная ромашка любит расти над залежами свинцовых руд, что бурый цвет травы раскрывает тайну скрытого под ней бурого железняка, В арсенале современных геологоразведчиков, вооруженных поистине чудесными приборами, сохранились, как «старое, но грозное оружие», и эти пришедшие к нам из седой древности признаки. С незапамятных времен зародилось на Руси искусство добывать полезные ископаемые в славившихся своей железо-дельческой промышленностью районах северо-западной Руси; прекрасно овладели, например, умением добывать озерные железные руды. На просторах нашей родины: на русской равнине и в далекой Якутии, в северных землях и в горной Хакассии — всюду в наши дни археологи находят остатки каменоломен, оловянных и медных рудников, свидетельствующие о высоком для тех времен мастерстве древних горняков. Такие передовые деятели своего времени, как Иван Грозный и Петр I, отчетливо понимали значение изучения недр. Петр I не раз в своих указах призывал повсеместно искать полезные ископаемые для блага русского государства. Вот выдержка из одного петровского указа: «Понеже мы всемилостиво усмотрели, что от рудокопных заводов и прилежного устроения оных, земля обогатеет и процветает, так же пустые и безлюдные места многолюдством населяются... Наше же Российское Государство перед многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть...» «Не знаю, чего бы у нас на Руси не сыскать», — вторил Петру I его современник, замечательный просветитель, путешественник, искатель руд и изобретатель Иван Посошков. Важному делу розыска полезных ископаемых Петр I уделил огромное внимание. Для руководства горным делом им в 1719 году была основана Берг-Коллегия. Документы, сохранившиеся со времен деятельности этой коллегии, рассказывают нам о многих славных делах тогдашних разведчиков недр. Навсегда благодарно запомнит наш народ имена Григория Капустина, открывшего в 1721 году донецкий уголь, Ивана Палицына, в 1723 году нашедшего каменный уголь в Под-московии, Михаила Волкова, в 1726 году обнаружившего каменноугольные богатства теперешнего Кузбасса. Бессмертными памятниками увековечили свое чудесное ' мастерство русские рудознатцы. Могучие драги трудятся ныне на золотых россыпях, к которым столетия назад добрались русские рудознатцы. Исполинские лопаты экскаваторов и стальные челюсти врубовых машин и горных комбайнов вгрызаются в пласты рудных и угольных залежей, некогда разведанных простыми русскими людьми. Мощные насосы выкачивают «черное золото» на промыслах «Второго Баку» и Печоры, где первые ковши нефти были зачерпнуты когда-то руками русских людей. Великое богатство, накопленное многовековым народным опытом, имел в руках Ломоносов—человек, который первый взглянул на землю глазами ученого. В годы Ломоносова даже весьма образованные люди нередко придерживались самых фантастических представлений о минералах и их происхождении. В науке господствовала метафизика. «Мир от века дан таким же, каким он есть сейчас» — вот что было написано на знамени тогдашней науки о Земле. Ученые ставили своей задачей дать только наименование тому и расклассифицировать то, что хаотично, по их мнению, сгрудилось в недрах. Иначе взглянул на мир великий материалист Ломоносов. Он вы-смеивал тех ученых Запада, которые, выучив три слова: «Бог так сотворил», отвечали этими словами на все вопросы. Ломая метафизические представления о Земле, Ломоносов провозглашает идею всеобщего развития. Русский гений смелыми мазками набрасывает свою величественную картину мира, рисуя его вечно живым, движущимся, меняющимся. «Твердо помнить должно, — говорит он, — что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были от создания, как ныне находим: но великие происходили в нем перемены...» Велик смысл этих слов, знаменующих собой рождение нового научного философского представления о мире. Ломоносов подчеркивает, что эти процессы изменения шли всегда; они были в прошлом, они есть и в настоящем. Насколько выше стоит в этом русский гений в сравнении с французским натуралистом Бюффоном. Излагая в своем сочинении «Эпохи природы» гипотезу о строении и происхождении Земли, Бюффон говорит, что вся первоначальная история нашей планеты разделена на ряд эпох страшными катастрофами — потопами и т. п. Каждая катастрофа, утверждал Бюффон, сметала с лица земли все живое. Вслед за катастрофой, продолжал он, наступал новый акт творения. Если в рассказе о древней истории Земли Бюффон и оставляет место для какого-то убогого подобия изменчивости мира, то в дальнейшем его метафизика уже совершенно обнажена. После того как появился на Земле человек (его по Бюф-фону, конечно, создал творец), все «утихомирилось». В дальнейшем — никаких катастроф. Земля навеки неизменна. Ход науки зачеркнул все эти умозрительные, согласованные с библией домыслы Бюффона, а идея постоянного и не зо .
|