Техника - молодёжи 1949-09, страница 9

Техника - молодёжи 1949-09, страница 9

ного в результате совпадения действия различных, до того индиферентных, раздражителей, воспринимаемых органами чувств (зрение, слух, обоняние и др.) с такими раздражителями, которые вызывают постоянные (врожденные) рефлексы.

На основании многочисленных экспериментов Павлов пришел к заключению, что организм животных располагает двумя типами рефлексов: постоянных, или врожденных, и временных, или приобретенных.

Открытием условных рефлексов была начата новая эпоха в физиологии. Опытным путем Павлов доказал, что в течение индивидуальной жизни животного как продукт взаимодействия организма и данных конкретных условий жизни возникают рефлексы особого типа, обеспечивающие приспособление животных организмов к этим условиям. Уже в 1913 году в одном из своих выступлений на мировом конгрессе физиологов он формулировал положение о том, «...что некоторые из условных, вновь образованных рефлексов позднее наследственно превращаются в безусловные». Позднее эту мысль И. П. Павлов развивает дальше. Он указывает, что условные рефлексы имеют значение для благосостояния не только индивидуума, но и вида.

Установив типы рефлексов, Й. П. Павлов смело приступил к опытному изучению деятельности различных отделов мозга и пришел к ряду важнейших строго материалистических выводов, явившихся дальнейшим развитием взглядов его учителя Сеченова о физиологической основе сложных проявлений так называемой душевной деятельности, о взаимной связи так называемых телесных и психических процессов.

Подводя итоги деятельности русской физиологической школы в целом и работам своей школы, И. П. Павлов сказал: «Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем (Сеченовым) и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли».

НЕПРИМИРИМЫЙ БОРЕЦ ПРОТИВ ИДЕАЛИЗМА

Павловское учение об условных рефлексах, развивающее боевое материалистическое научное наследство И. М. Сеченова, уже с самого начала своего появления вступило в острое противоречие с идеализмом и метафизикой.

Британский физиолог-ндеалист Шеррингтон в одной из личных с Павловым бесед заявил ему: «А знаете, ваши условные рефлексы не будут иметь успеха в Англии, так как они пахнут материализмом».

Борьба Павлова за строго научное объективное изучение сущности так называемых психических процессов была неотъемлемой частью борьбы русских ученых против идеализма и метафизики. Стоявший во главе этой борьбы ученый-борец К. А. Тимирязев в одном из писем Павлову писал: «Теперь, когда я мсггу указать, что такой великий физиолог земли русской, как вы, считает своим призванием изгнать психологический метод из его последнего оплота — физиологии, и я почувствовал твердую почву под ногами для дальнейшего отпора».

Борьба Павлова против идеализма выходила далеко за пределы нашей родины. В течение долгого ряда лет защищая учение об условных рефлексах от ревизии и нападок, он буквально громил тех из физиологов, которые, изменяя принципам и методам естественно-научного материализма, оказывались в лагере идеализма. Их он называл анимистами и дуалистами. Протоколы регулярно проводившихся Павловым научных заседаний и «сред» свидетельствуют о страстной и непримиримой борьбе Павлова против идеализма. Ознакомившись с писаниями лидера британских физиологов Шеррингто-на, Павлов говорил на одной из «сред»: «Как это можно понять, что в настоящее время физиолог еше не уверен, имеет ли отношение нервная деятельность к уму. Это чисто дуалистическое представление... Он, дуалист, крепко делит свое существо на две половины: на грешное тело и на вечно живущий, никогда не умирающий дух».

Критически излагая реакционные психологические воззрения француза Пьера Жанэ, Павлов говорил: «С Пьером Жа-нэ, как психологом, я в большой войне. Постараюсь в следующий раз сокрушить, сколько сил моих есть».

Глубоко осознав огромную силу учения об условных рефлексах как боевого оружия на этом решающем участке идеологической борьбы, великий советский физиолог всего лишь за три месяца до смерти говорил своим ученикам:

«Мы должны понимать, что условные рефлексы в физиологическом мире занимают исключительное место с той точки зрения, что против них у многих есть нерасположение в силу дуалистического мировоззрения».

Павлов был первым трибуном среди физиологов всего мира, страстно боровшимся против идеализма. В этой борьбе Павлов никогда не терял уверенности в победе материализма над идеализмом. В 1932 году в Риме, где реакция и клерикализм давно уже свили себе гнездо, великий советский физиолог с трибуны международного физиологического конгресса заявил:

«Я убежден, что приближается важный этап человеческой

НАУКА ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ

Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего — последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения.

Последовательность, последовательность и последовательность!

С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на се вершины.

Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.

Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты!

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, — старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.

Второе —• это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе — «я невежда».

Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходятся руководить, все делает общая атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что «мое» и что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.

Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях)

Наша родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное — науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро!

Что ж говорить о положении молодого ученого у нас. Здесь ведь ясно н так. Ему многое дается, но с него и многое спросится. И для молодежи, как и Для нас, вопрос чести — оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.

Академик И. П. ПАВЛОВ

13 лет назад академик И. П.\ Павлов на страницах нашего журнала обратился гс этим письмом к советской молодежи..

мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу».

Автору этих строк выпала большая честь в составе советской делегации, возглавляемой Павловым, быть участником названного конгресса. Живо помнится Павлов на трибуне конгресса с характерными движениями «закатывания рукавов» во

(Окончание см, на 10 стр.)

7

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Описания смерти павловым

Близкие к этой страницы