Техника - молодёжи 1949-12, страница 23

Техника - молодёжи 1949-12, страница 23

, Л ;v ( 4*' •• 1 - ^ '

•ТТл*

iliifh,,

^ у А; й

Если засухи нет, то и защищаться от нее не приходится. Но ведь дело не только в засухе. Лесная полоса оберегает хлеб от заморозков, от полегании и осыпания.

Пройдет 10—15 лет. Лесные полосы вырастут, окрепнут. И тогда преобразованная по сталинскому плану земля будет приносить нам невиданные урожаи. Свыше миллиарда центнеров хлеба в год —вот тот прирост в урожае, который принесет нам сталинский план*

Это все равно, как если бы мы увеличили посевную площадь на 120 миллионов гектаров земли.

Но не один только хлеб даст преобразованная степь.

В лесных полосах будут расти абрикосы, вишни, сливы. У нас уже есть колхозы —не в Крыму или на Кавказе, а в засушливой степи, где абрикосы перестали быть «редким, привозным лакомством: их вволю едят летом, их сушат на зиму.

Вместе с лесными деревьями в степь придут и грибы, которых там никогда не видали.

Лес принесет с собой в -степь и другой подарок: нарядные шелковые ткани. В лесных полосах на юге уже сажают шелковицу и кормят шелковичных червей ее листьями.

Но еще важнее то, что лес дает людям бревна для постройки домов и дрова, чтобы в этих домах было тепло зимой. В степи издавна нехватало леса для построек и топлива для печей.

Жгли навоз, который так нужен полям. На стройке домов заменяли недостающее дерево соломой и глиной. Об этом забудут, когда лес будет в каждом колхозе.

Ведь лес, как и все живое, дает прирост. Лес придется прочищать, прореживать. Й за этот уход каждая лесная полоса будет расплачиваться натурой.

Трудно сейчас подсчитать, сколько тонн плодов, сколько кубометров древесины дадут лесные полосы.

Но еще труднее (взвесить и измерить то, что не выражается в тоннах и кубометрах.

Как взвесить, насколько легче и приятнее будет жить людям, когда, оставаясь на месте, они словно переедут в другой край, с более мягким и здоровым климатом, с другой, более щедрой и благосклонной к человеку природой!

железной дороги. Среди золотой листвы деревьев горят красным огнем кусты. Эти деревья и кусты не сами выросли в таком строгом порядке. Разве смогли бы они без помощи человека выстроиться в такие ровные прямоугольники?

Только человеческая рука я человеческий разум могли внести в природу эту геометрию.

Еще несколько минут —и стройный чертеж лесных полос остался позади. Поезд снова несется по ровной, ни единым деревцем не затененной равнине.

Но и этого короткого впечатления достаточно, чтобы иа-ша мысль унеслась в то уже недалекое время, когда будет завершена гигантская творческая работа пересоздания степей.

Преобразится весь юг страны—-от Тулы до Черного моря и от Урала до Днестра.

В учебниках географии подробно рассказывается о том, какой у нас климат в степи, какие там реки, почвы, растения, животные.

Когда сталинский план преобразования природы будет выполнен, учебники придется переписать.

Мы все учили, что лесную зону сменяет лесостепь, за нею лежит на юге зона степей, а еще южнее простираются полупустыни и пустыни. Теперь возникнет новая зона, созданная человеком, — зона лесных полос.

Но изменяя землю, мы изменим и воздух над ней.

Меньше будет скорость ветра, влажнее станет воздух, чаще будут итти дожди.

Ведь леса недаром называют «океанами суши». Ис-

ОБНОВЛЕННЫЙ КРАЙ

Когда вы едете по степи, она может вам показаться безлюдной. Глядя из окна вагона, вы не -сразу отыщете глазами человека «а этой равнине, словно обведенной то горизонту циркулем. Но человек здесь виден во ©сем.

Вот черным, сходящимся вдали треугольником легла среди желтой степи евежевспаханная земля. Как по линейке, расчертил ее бороздами многокорпусный плуг. Только полотно зеленой дороги заставило его повернуть в обратную сторону. А не то он, кажется, распахал бы всю землю от края неба до края.

Впереди вашего вагона гудит и дышит паром могучий паровоз. Его дело — побеждать этот безграничный простор, А трактор, с которым вы на миг повстречались в пути, побеждает не только пространство, но и упорное сопротивление, которое оказывает плугу черная, тяжелая земля.

трактор кажется таким маленьким посреди степи. А человек, его ведущий, едва различим. Но вся степь была бы другой, если бы не труд этого человека и таких, как он.

Пашню сменяют необъятные жел% тые массивы колхозных полей, с которых уже убран хлеб, на горизонте показалась * темная черта леса. Но это не обыкновенный лес. Черта разорвана, словно пунктирная линия, на одинаковой длины отрезки. Они все ближе- Уже видно, как к продольным черточкам примыкают под прямым углом поперечные.

Вот они уже подошли к пологи у

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сталинский план преобразования природы

Близкие к этой страницы