Техника - молодёжи 1950-11, страница 26(Окончаниег) с. мотчхюн Рис. В. ФИЛАТОВА РУССКИЕ КОНСТРУКТОРЫ ОБЪЕКТИВОВ Трудно было прокладывать путь своим изобретениям русским конструкторам фотографических камер и объективов. Дворянско-бюрократические правящие круги царской России низкопоклонствовали перед иностранными фирмами. Замечательные изобретения русских фотографов оттеснялись и часто не находили промышленного применения. Талантливым фотографом-изобретателем был Андрей Осипович Карелин (1837—1906). Художник по образованию и призванию, окончивший в начале 60~х годов Академию художеств, Карелин отдал свой талант молодому искусству — фотографии. Он переехал из Петербурга в Нижний Новгород и здесь, на родине Кулибина, достиг необычайных для своего времени успехов в фотографии. Его хвалили за художественные снимки. Но никто не изучил технических средств, позволивших художнику стать новатором в искусстве фотографии. Карелину принадлежит первенство в применении к художественной фотографии такого сочетания объективов с добавочными стеклами («насадочными линзами», как называются они теперь), которое позволяло получать большую глубину резкости яри съемке в павильоне. В 70-х годах это было равносильно изобретению нового объектива, потому что все объективы для съемки портретов и групп давали очень малую глубину резкости Карелин удивлял своими снимками посетителей международных фотографических выставок. Никто из фотографов в Европе не добивался тогда такого совершенства в съемке бытовых сцен и портретных групп. Способ Карелина, «имеющий целью достичь равномерно распределенной резкости при не очень сильном освещении, был предметом догадок для многих, но сущность его все-таки осталась неизвестною», — писал немецкий журнал «Фотографический архив» в 1878 году. «В Нижнем есть изобретатель, работы которого должны произвести коренной переворот в фотографии, — восторженно рассказывал о своем посещении мастерской Карелина писатель В. И. Немирович-Данченко. —- Фотографические снимки с групп до сих пор делаются не иначе, как в одном плане... Карелин изобрел аппарат, передающий на снимке группы, разбросанные на три сажени в глубину... Его приспособление подчиняется только одному закону перспективы». Имя нижегородца Карелина не сходило со страниц специальных и художественных журналов. Особенно много писали о нем в конце 70-х годов. В Эдинбурге (Шотландия) тогда состоялась Международная фотографическая выставка. Было прислано шесть тысяч снимков из многих стран Европы и Америки. Высшая награда —- золотая медаль —была выделена только одна. Снимки выставлялись под девизами; имена авторов были скрыты в конвертах. Голоса экспертов разделились. Два экспонента были признаны в равной мере достойными высшей награды. Кто же были авторы этих лучших фотографий? Вскрыли конверты с девизами. В конвертах оказались листки с одной и той же фамилией: восхитившие всех снимки принадлежали русскому фотографу из Нижнего Новгорода Андрею Осиповичу Карелину! Изящность отделки? Да, ко это достоинство было и в работах других авторов. Художественная композиция групп? И фотографы других стран достигли в этом немалого. Но в сочетании с чудодейственной системой линз объектива эти сложные, глубоко в даль пространства расположенные группы, при ясной и правильной передаче перспективы и пропорций,— это никем не было превзойдено! Что за волшебство у этого русского? Не приложил ли здесь руку рисовальщик? Нет, это отпечатки с одного негатива. Сомнение эдинбургских экспертов мог бы, впрочем, рассеять их земляк, герцог Эдинбургский Альфред, зять императора Александра IL Считая себя «знатоком дела», этот августейший любитель фотографии, бездельный нахлебник русского народа, еще года за три до выставки, очевидно, совершая путешествие по Волге, пожелал посмотреть работы 1' Начало см. в № 10. нижегородского художника. Недоверчиво настроенный, он решил покончить со славой нижегородского фотографа. Как свидетельствует современник, он сел перед камерой фотографа нарочно так, что при съемке обычным аппаратом поза его была бы неподходяща для фотографирования. «Он снят лицом к аппарату, — пишет современник, — закинув ногу на ногу. Ноги его в обыкновенном снимке получились бы несоразмерно громадными, так как они находятся на переднем плане; находящиеся во второй плоскости руки тоже были бы велики, сравнительно с лицом, которое, будучи помещено в третьей, самой задней, плоскости оказалось бы слишком маленьким. На карточке Карелина герцог представляется таким, каким он явился бы нашему взгляду. Это уже художественный портрет с полною соразмерностью всех деталей». Сконфуженному «августейшему фотолюбителю» пришлось отступить перед искусством русского художника. Каждый фотолюбитель наших дней по А. О. Карелин — фотограф-худож- этому описанию оце-ник и изобретатель, первый в исто- нит мастерство А. О. рии фотографии с успехом применив- Карелина. Благодаря ший насадочные линзы к объекта- искусному комбини-вам; за свои снимки он неоднократно рованию «рассеиваю-получал премии на международных щих» и «собиратель-выставках. ных» насадочных линз он изменял фокусное расстояние объектива и в усло- Ёвиях павильона умел делать^ трудные сним- мышленно^ ^ставк^ В. журналах продолжали печатать страничные рекламы объективов иностранных фирм. Путешествующие фотолюби-гели-аристократы с умилением описывали свои посещения заграничных оптиков и не замечали талантливого конструктора из Нижнего, намного опередившего своими достижениями фотографов других стран. Замечательных результатов в конструировании объектива достиг другой русский изобретатель-фотограф —- Иван Васильевич Болдырев (родился около 1850 года). Сын донского казака из станицы Терновской, он в детстве был пастухом и только с пятнадцати лет стал обучаться грамоте. Вскоре он попал служителем к офицеру. Его тянула к себе техника. Самоучкой, в часы досуга, он овладел часовым ремеслом. Через три года» скопив 60 рублей, уехал в Новочеркасск и поступил учеником к фотографу. Здесь он встретился с приехавшими из Петербурга студентами Академии художеств, и те заронили в нем мысль об изобретении таких «объективных стекол», которые позволили бы «сии- |