Техника - молодёжи 1950-11, страница 29было ново и смело. Достигалась необыкновенная скорость работы затвора, был увеличен его коэфициеит полезного действия, экспонирование пластинки было ровным. Начиналась новая пора в развитии моментальной фотографии и фоторепортажа. Статью изобретателя с описанием затвора перепечатали из журнала «Фотограф» в других странах. Юрковский вскоре усовершенствовал свое изобретение, при» дал ему форму затвора, который впоследствии был назван «шторно-щелевым». Затвор нашел общее признание; не призвали его лишь некоторые влиятельные члены все того же отдела фотографии Русского технического общества. На очередном заседании отдела в 1883 году они согласились с принципом такого затвора, но «г.г. члены находили чрезвычайно трудным выполнение его на практике» («Фотограф», 1883, М» 4), Снова преступное равнодушие в петербургских кругах. Зато не замедлил воспользоваться идеей русского фотографа австриец Аншютц. Он изготовил шторный затвор, и этот затвор, как изобретение Ашпютца, был выпущен немецкой фирмой Герц. Не помог ли кто АшпЮтцу в приобретении конструкции затвора Юрковского? И снова нити ведут к тому же странствующему космополиту Леону Варнерке. Он очень любил первым знакомиться с русскими изобретениями. Известно ого «участие» в судьбе изобретений Болдырева, В 1882 году Варнерке демонстрирует на своей лекции » Политехническом зее в Москве первую конструкцию затвора Юрковского. Он тщательно «изучил» изобретение русского фотографа. Через несколько лет, в 1887 году, в фотографическом отделе Русского технического общества Варнерке хвалился «сконструированной» им новой камерой. Докладчик хотя и скороговоркой, но вынужден был сообщить, что в создании Шторно-щелевой затвор, изобретение которого приписано австрийскому фотографу Аншютцу; в действительности такой затвор был впервые изобретен русским фотографом С. А. Юр-ковским из Витебска. этой камеры участвовали русские конструкторы В. Срезневский и В. Сабанеев, а затвор у камеры... шторный. Имя Юрковского при этом даже не было упомянуто. Моментальный шторный затвор нашел быстрое распространение в фотографии. Этот затвор приблизил практическое осуществление кинематографа. Будем знать: первый изобретатель этого замечательного затвора наш соотечественник С. А. Юркоаский из Витебска! Имена первоискателей путей фотографии Грекова и Левицкого, Езучевского и Карелина, Болдырева и Юрковского не единственные в истории фотографических изобретений. В этом очерке кратко рассказано лишь о нескольких русских изобретателях. Рассказ можно было бы пополнить еще многими именами. Решающей важности изобретения внесли русские люди на заре кинематографа в технику «движущейся фотографии». Но многие из их имен оказались тоже заслоненными иностранными именами. Только после Октябрьской революции открылся в нашей стране творческий простор изобретательской мысли. В короткое время были достигнуты выдающиеся успехи в фотографической технике и науке. Сталинские пятилетки позволили создать отечественную фотопромышленность. Ныне наши заводы выпускают разнообразную фото-киноаппаратуру с отличной оптикой. Достижения советской науки дали возможность нашей кинопленочной промышленности производить светочувствительные слои, превосходящие по качеству продукцию иностранных фирм. Совершенствуется теория фотографических процессов. Входит в жизнь, в науку, технику и искусство цветная фотография^ mm-) с/ксграфмл j О J .4 1 j j (Объяснение к 4-й странице обложки) Как известно, вес встречающиеся в природе цветя могут быть получены путем смешения трех элементарных иветов: кригного, зеленого и синего. Например, красный и зеленый д«ют желтый цвет, красный и синий — пурпурный, зеленый и синий — голубой А все три цвета вместе дают белый цвет. Можно написать следующие равенства. Желтый (составленный, из красного и зеленого) + синий = белому. Пурпурный (составленный ил красного и синего) t зеленый = белому. Голубой (составленный из зеленого и синего) + красный = белому. Оптическое смешение цветовых лучей отличается о г смешения красок на палитре художника. ' Если мы белый свет пропустим поочередно через желтое, пурпурное и голубое стекла, то в каждом случае цвета, дополняющие до белого цвета, через эти стекла не пройдут, то-есть мы как бы вычитаем из белого цвета по одному основному цвету. Действительно, так как белый цвет является результатом смешения трех основных цветов, то слагаемые, стоящие слева от знака плюс, можно сделать цветами, составляющими негативное (обратное) изображение, а следовательно, цветами, составляющими позитивное изображение, будут: синий, зеленый, красный, которые являются, как говорилось выше, основными цветами природы. На таком принципе вычитания основных цветов из белого цвега и построена цветная фотография и кинематография, получившие ныне столь большое распространение. Если мы посмотрим на увеличенный разрез современной цветной пленки, то увидим, что как негативная, так и позитивная пленки имеют три светочувствительных слоя (верхний рисунок справа), содержащие в себе галлоидные соли серебра с добавлением особых бесцветных веществ, которые одновременно с проявлением под действием специальных реактивов, вводимых в проявитель, превращаются в нужные нам красители. Каждый из трех светочувствительных слоев этой пленки чувствителен только к одному из основных цветов: верхний эмульсионный слой чувствителен только к синим цветам и при проявлении окрашивается в желтый цвет, следующий эмульсионный слой чувствителен только к зеленым лучам и при проявлении окрашивается в пурпурный цвет, и последний слой чувствителен к красным лучам и окрашивается в своя дополнительный голубой цвет. Между первым и вторым слоями находится желтый фильтровый слой, который не пропускает синие лучи и защищает остальные слои or действия синих лучей. Этот фильтровый слой при проявлении растворяется и обесцвечивается. С обратной стороны пленка по» крывается зеленым противоореольным слоем, чтобы красные лучи, пройдя свой слей, не отражались от поверхности пленки, образуя ореолы, портящие изображение. Итак, мы произвели фотографирование пейзажа, на котором изображены пять разноцветных машин. Проследим теперь за процессом появления негативного и позитивного изображений. Свет от синей машины, пройдя через объектив камеры, подействует только на верхний слой, который при проявлении должен окраситься в желтый цвет. Свет от зеленой машины свободно проходит первый слой, фильтровый слой и поглощается вторым светочувствительным слоем, который при проявлении даст машину пурпурного цвет*. А красная машина оставит свое изображение на последнем слое; чувствительном только к красным лучам. На негативе же машина после проявления получится голубой. Белый цвет, естественно, подействует на все три слоя, а свет ог черной машины не подействует ни на один из слоев, оставив на них прозрачные места. Таким образом, мы получим после проявления и закрепления цветной негатив. Для того чтобы получить позитивное* Изображение, негатив проектируют на фотобумагу, имеющую такие же три цвето-чувствительных слоя, как и у Пленки. Белый свет, пройдя через желтое негативное изображение машины, пропустит только лучи, составляющие желтый цвет, то-есть красный и зеленый. Они подействуют соответственно на слои, чувствительные к красным и зеленым лучам. При проявлении получатся два изображения, лежащие друг над другом: одно пурпурного цвета» а другое голубого. При смешении эти два цвета дают автомобиль синего цвета, каков он есть в действительности. Это происходит потому, что пурпурный + голубой = (красный + синий) + (зеленый 4- синий), а мы уже знаем, что красный -f синий + зеленый, смешиваясь дают белый цвет. Следовательно, получится окончательно пурпурный + голубой ев белый + синий. Автомашина па отпечатке будет синяя. Негативное изображение пурпурного Цвега пропустит через себя только синие и красные лучи, которые подействуют на первый и последний слон, вызвав при проявлении также Два изображения: желтого и голубого цвета. Проследим и этот случай подробнее. Желтый + голубой ~ (красный 4- зеленый) + (зелепый синий), где красный f зеленый 4* сичнй — белому, здесь остается только зеленый цвет позитивного изображения. Аналогично рассуждая, нетрудно понять, что голубое изображение на негативе создаст на позитиве красный цвет. Через засвеченные три слоя, белый свет не пройдет, изображение на позитиве будет белым. А через прозрачные изображения белый свет подействует на все три слоя, и изображение последнего автомобиля будет черным. В результате соответствующей химической обработки мы получим точную передачу всех цветов снятого нами пейзажа. -7-1-11- ВАЛИК-* ШГПОРКА ^ щель 27
|