Техника - молодёжи 1950-11, страница 27

Техника - молодёжи 1950-11, страница 27

мать в комнате группы и портреты с передачей линейной и воздушной перспективы», — как вспоминал впоследствии Болдырев. Ночи просиживал молодой изобретатель, практически изучая законы оптики и комбинации стекол. Талантливый конструктор-самородок достиг успеха.

Спустя несколько лет, живя уже в Петербурге и посещая вольнослушателем Академию художеств, Болдырев продолжал снимать своим объективом.

На Дону он изготовил несколько сот снимков, сделал из них альбомы местных видов, портретов казаков и сцен из казачьего быта.

Снимки вызвали восторженную похвалу знатоков искусства. Знаменитый критик В. В. Стасов взял один альбом для хранения среди редких изданий в Публичную библиотеку — ныне имени Салтыкова-Щедрина — и подробно описал снимки Болдырева.

Болдырев усовершенствовал объектив, по его указаниям какой-то искусный московский мастер (имя осталось неизвестным) отлил и выточил стекла. Новый объектив был готов, испробован и показал отличные результаты. Это был оригинальный объектив с очень коротким фокусным расстоянием, дававшим благодаря этому большую глубину резкости. Вот как описывал несколькими годами позже свой объектив изобретатель: «Объектив моей системы имеет короткий фокус вследствие приготовленной мною лкнзы, которая, по моему мнению, способствует собиранию световых лучей в гораздо большем количестве, нежели все ныне существующие объективы; поэтому нет сомнения, что объектив, воспроизводящий при рефлекторном свете вполне отчетливое и резкое изображение, может дать много интересного как в теоретической, так и в практической фотографии».

Болдырев спешил поделиться своим изобретением в фотографическом отделе Русского технического общества. В обширном павильоне лучшего столичного фотографа в 1878 году проводятся испытания объектива. Снимки сравниваются с фотографиями Карелина. Виднейшие деятели фотографии находят, что снимки ничем не уступают работам Карелина. Еще раньше конструктору советуют заявить привилегию на свой объектив хотя бы только в России. Но где взять 160 рублей на уплату за патент? Пришлось отказаться от этого намерения. Теперь благоприятное мнение почтенных судей окрылило Болдырева, Но рано радоваться. Он замечает охлаждение к себе. Выходец из народа не был угоден верхушке фотографического отдела императорского технического общества, — тон задавали там знатные «любители светописи», представители правящих кругов. Уж очень настойчив этот изобретатель из донских казаков! Он даже посмел 'просить о посылке своего объектива на Всемирную выставку в Париж. Болдыреву отказывают. Его «двухдюймовый объектив» и другие изобретения замалчиваются и экспертами Всероссийской про-мышленно-хуДожественной выставки 1882 года в Москве.

ПРОЗРАЧНАЯ ГИБКАЯ ФОТОПЛЕНКА - РУССКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ!

В 1883 году в Петербурге была издана брошюра «Изобретения и усовершенствования, сделанные по фотографии И. В. Болдыревым». В этой брошюре автор рассказал о «двухдюймовом объективе» и о новом своем изобретении — прозрачной и гибкой «роговой», или «смоловидной», пленке. Через три года Болдырев выпускает новую брошюру о своих работах. Мысль об изобретении пленки" взамен стеклянных пластинок — тяжелых, ломких — появилась у Болдырева в путешествиях.

«В 1878 году, — пишет Болдырев, — мне пришлось около года просиживать в комнате целые дни и ночи над приготовлением массы, из которой получалась бы пленка, соответствующая стеклу. Труд мой не пропал даром. Я приготовил такую пленку, которая не боится ни сырости, ни высокой температуры, и, положенная в воду на сутки, она нисколько не изменяется, — остается такою же прозрачною и эластичною».

Болдырев пользовался такой пленкой, нанося на нее мокрый коллодион. В эти годы в фотографии получил распространение сухой броможелатинный способ.

Эмульсия состояла из раствора желатины, в которой содержалось бромистое серебро. Высыхая, эта эмульсия образовывала твердый светочувствительный слой.

С появлением броможелатинного способа Болдырев усовершенствовал пленку и стал наносить на нее слой желатинной эмульсии. Получились хорошие результаты. На выставке 1882 года в Москве пленку Болдырева экспертиза тоже «не заметила». Пленку испытывают в ведомстве военно-учебных заведений. «Это «стекло», —- пишет в заключении председатель ученой комиссий, — дало на произведенных опытах хорошие результаты... Оно не изменяется от погружения в кипящую воду... гибко и не растягивается; оно представляет большие удобства для пересылки и для хранения».

Болдырев в 1885 году показывает свою «смоловидную» пленку Д. И. Менделееву. Великий химик, любитель фотографии, состоял членом фотографического отдела Русского тех-

При фотографировании большое значение имеет глубина резкости фотообъектива — способность объектива одинаково четко отображать передний, средний и задний планы.

На верхнем рисунке изображено, как выглядел бы снимок, сделанный фотоаппаратом с малой глубиной резкости. Отчетливо получилась только фигура гусляра, находящаяся на среднем плане. Нижний рисунок изображает снимок, сделанный фотоаппаратом с достаточно большой глубиной резкости. Фигуры всех планов запечатлелись одинаково четко.

Первым фотографом, сумевшим достигнуть большой глубины резкости при съемке групп, был русский изобретатель А. О. Карелин.

нического общества. Он знал о несправедливом отношении к молодому изобретателю верхушки этого отдела. Но к тому времени имя самого Менделеева в правящих кругах вызывало неприязнь. Его даже забаллотировали в Академию наук.

Ученый давно заметил энтузиаста-изобретателя Болдырева, восхищался его снимками. И вот талантливый изобретатель из народа показал ему новое свое детище — прозрачную эластичную пленку. Менделеев дал одобрительный отзыв. О пленке Болдырева сообщали газеты.

«Теперь осталось бы только пользоваться изобретением смоловидной пленки для практического применения ее в широких размерах и сохранить честь изобретения за Россией,— пишет в своей брошюре Болдырев. — К сожалению, я лично не обладаю достаточными средствами для того, чтобы повести дело приготовления пленок фабричным путем».

Напрасными оказались призывы изобретателя-патриота. Созданная в России прозрачная и гибкая пленка, делавшая доступной фотографию для многих тысяч любителей» приблизившая рождение великого изобретения — кинематографа, не нашла промышленного применения в России.

Изобретателем такой пленки на Западе считают удачливого американского предпринимателя Истмен. Однако в 1878 году, когда Иван Болдырев уже держал в руках свою пленку, Джордж Истмен еще не покинул места помощника бухгалтера в сберегательной кассе города Рочестера.

Когда посетители Московской выставки обозревали витрину фотографа-изобретателя Болдырева, Истмен в товариществе с Генрй Стронгом только что начал трудиться над изготовлением стеклянных пластинок. Неизвестно, был ли американец Истмен или его представитель в Лондоне в 1885 году, где на Международной выставке изобретений и усовершенствований показывались образцы изобретений Ивана Болдырева. Хотя русскому экспоненту медаль была присуждена за ночные снимки, но кто же из специалистов-экспертов не знал, что этот фотограф из России владеет способом получения гибкой и прозрачной пленки! Истмен, подобно другим фабрикантам, только начинал тогда выпуск бумажных лент с негативной эмульсией.

Целлулоидная пленка была выпущена основанным Истме-ном акционерным обществом «Кодак» в 1889 году. Выпуску пленки сопутствовала пышная реклама. Имя Болдырева не упоминалось никем. Только в одном докладе на заседании Русского технического общества в 1888 году говорилось о новом затворе для моментальных фотографических камер,

95