Техника - молодёжи 1951-02, страница 6

Техника - молодёжи 1951-02, страница 6

(К девяностолетию со дня рождения академика Н. Д. Зелинского) Олег ПИСАРЖЕВСКИИ Рис. К. АРЦЕУЛОВА

Советская страна отмечает девяностолетний юбилей академика, ученого с мировым именем — Николая Дмитриевича Зелинского.

Жизнь Николая Дмитриевича протекала в неустанном научном труде. На протяжении десятилетий эту жизнь освещали яркие зарницы борьбы демократических сил против произвола оторванных от народа, презиравших самобытное русское, пресмыкавшихся перед иностранщиной правителей царской России. Но после Октября наступили годы второй молодости академика, время невиданного расцвета его творческих сил.

Мы знаем: великая энергия рождается ради великих целей.

Пролетарская революция необычайно обогатила творчество Зелинского, вдохнув в его неутомимое творчество новое содержание. Эстафету знания подхватили тысячи его молодых учеников.

Семена новых открытий взошли на благодатной советской почве, расширяя границы человеческих возможностей.

Николай Дмитриевич Зелинский родился 6 февраля 1861 года — в знаменательный год пресловутого освобождения крестьян от крепостной зависимости... и от земли. Его молодость протекала в обстановке напряженной борьбы передовых. представителей русской науки с попытками лишить ее самостоятельного значения, превратить ее в придаток науки западноевропейской.

В то время было в обычае посылать отличившихся своими способностями молодых людей на выучку за границу. Не избежал этого и Зелинский, несмотря на то, что он был учеником выдающихся русских химиков и педагогов — Е. Ф. Клименко, А. А. Вериго, В. И. Петрова и главным образом П. Г. Мелекишвили. Под руководством последнего он выполнил в Новороссийском университете свою первую научную работу, сразу заставившую обратить на него внимание.

Зелинский был откомандирован для специализации по органической химии в Лейпциг, а затем в Гет-тинген, где работал в лаборатории профессора Майера.

Исследуя производные тиофена, которым занимался тогда Майер, Зелинский получил новое вещество, пары которого причинили ему тяжелые ожоги.

Абстрактное и отвлеченное экспериментирование школы Майера не удовлетворяло запросов Зелинского.

Вернувшись домой, он взялся за синтезирование основных типов природных углеводородов. Он принципиально и практически решил загадку состава всех русских нефтей.

Лауреат Сталинских премий, Герой Социалистического Труда академик Николай Дмитриевич Зелинский.

Зелинскому и его ученикам удалось стереть границы между различными классами углеводородов, которые до этого казались непереходными.

Грянула первая мировая война. В мае 1915 года армия кайзеровской Германии применила против русских войок отравляющие газы.

Отравляющими веществами были начинены и снаряды, обрушившиеся на английскую пехоту в сражении подИпром. В историю первой мировой войны это отравляющее вещество вошло под названием иприта.

А в это самое время выдающийся русский химик был поглощен благородным делом спасения тысяч человеческих жизней от удушливых газов, примененных врагом. Ему это блестяще удалось, потому что он был не только химиком, но и замечательным фи-зико-химиком. Использовав в качестве поглотителя отравляющих газов чрезвычайно развитую поверхность отожженного, так называемого активированного, угля, Зелинский создал в 1915 году свой знаменитый — первый в мире! — противогаз. Этот гуманный подвиг ученого принес ему заслуженную славу.

ПАТРИОТ И ДЕМОКРАТ

Николаем Дмитриевичем Зелинским опубликовано свыше пятисот научных работ. Только перечень их занял бы место всей статьи. Поэтому мы назовем лишь основные направления его работ и проследим, чем определялся их выбор.

Широта научных интересов Зелинского вполне соответствует общему духу развития русской науки, широким сплошным фронтом двигавшейся вперед буквально во всех областях естествознания. Великие русские ученые, современники Зелинского — Сеченов, Павлов, Тимирязев, Марковников, Менделеев, Попов, Мичурин, Докучаев, Вильяме, Яблочков и другие—видели назначение своего творчества в служении своему народу, своей родине. Их девизом было замечательное изречение Тимирязева: «Избранники, занимающиеся наукой, должны смотреть сна знания как на доверенное им сокровище, составляющее собственность всего народа». Именно таким представлением о науке объясняется то, что корифеи русского естествознания стремились увидеть труды свои воплощенными в жизни. Чувствуя свою ответственность перед народом, они отвергали занятия наукой «ради науки». Они принимали на свои плечи решение коренных проблем познания природы. На этом пути стоял и Зелинский.

Чтобы показать широту его интересов, можно упомянуть такие научные исследования, как. например, изучение спектров поглощения различных веществ и изучение жизнедеятельности серных бактерий. Пер

4