Техника - молодёжи 1951-07, страница 6

Техника - молодёжи 1951-07, страница 6

ЗДАНИЯ-ГИГАНТА

Лауреат Сталинской премии академик архитектуры Л. В. РУДНЕВ

оздать на Ленинских горах, у излучины Москвы-реки, крупное общественное сооружение — такая мысль издавна волновала русских зодчих. Талантливый архитектор александровской эпохи Виг-берг создал известный проект большого храма, но этот проект, как и многие другие, не был осуществлен. И до наших дней это просторное и живописное место в юго-западном районе столицы сохранилось нетронутым, свободным от построек.

Когда партия и правительство приняли программу строительства нового здания МГУ, перед коллективом архитекторов, привлеченных к проектированию этого грандиозного комплекса сооружений, встала сложная и увлекательная задача. Нам предстояло реализовать величественные новаторские идеи, содержащиеся в проектном задании правительства. Человечество еще не знало такого типа университетского здания, такого подхода к пониманию научного труда, такого ярко выраженного уважения к науке и ее деятелям. Разве хотя бы в одном университете, сооруженном в предыдущие эпохи, воплощено стремление способствовать не только передаче знания молодежи старшим поколением ученых, а и единению студенчества и профессуры, их дружбе в быту и науке? Нет, ни одного такого образца мы не имеем в прошлом.

Правительственное задание гласило: создать в новых зданиях университета самые благоприятные условия для ведения в небывалых до сих пор масштабах учебной и научной работы и одновременно обеспечить наилучшую обстановку для жизни и культурного отдыха учащейся молодежи, профессоров и преподавателей. Следовательно, необходимо было соединить в едином комплексе разнородные по своему характеру научные и учебные учреждения, лаборатории со сверхчувствительным оборудованием, обсерваторию, музеи, клуб с большим зрительным залом, общежитие для студентов и аспирантов, спортивные залы и бассейны для плавания, квартиры для профессоров и преподавателей.

Перед нами стояла также задача найти такое объем-

В заголовке — главный вход в новое здание университета со стороны Москвы-реки.

но-пространственное решение для будущего сооружения, чтобы оно было не случайным нагромождением корпусов, а целостным архитектурным ансамблем, со своеобразным силуэтом, обогащающим общую силуэтную выразительность столицы.

Когда началась работа над эскизным проектом, коллектив архитекторов — действительный член Академии архитектуры С. Е. Чернышев, архитекторы-художники А. Ф. Хряков и П. В. Абросимов и автор этой статьи — не раз становился втупик, так как в ту пору еще было не вполне ясно, можно ли совместить жилье с учебными аудиториями в одном здании. И получались на первых эскизах то какие-то невообразимые памятники, то поднятые на высоту караван-сараи. Наконец основной принцип был найден; вернее, был создан общий образ сооружения.

«Если, - рассуждали архитекторы, — в основной высотной части (26-этажный центр с 18-этажными корпусами) по заданию должны быть размещены геологический, механико-математический и географический факультеты со своими библиотеками и музеями, а в самой непосредственной близости с их учебными помещениями должен быть актовый зал на 1500 человек, две общеуниверситетские аудитории, на 600 человек каждая, клуб с большим залом, ректорат, гимнастические залы, водный бассейн и т. д., то корпуса с жилыми комнатами студентов и преподавателей надо разместить так, чтобы не создавать унылых внутренних дворов-колодцев. Надо было сделать так, чтобы из каждой точки здания открывался широкий вид вдаль. Этому требованию удовлетворяло размещение корпусов в плане в виде расходящихся от центра ступенчатых линий, по рисунку несколько напоминающих, букву «Ж».

«Если бы я тут жил, — думал каждый из нас, — я мог бы с полным правом сказать, что я живу в доме науки и вся жизнь моя приспособлена к овладению сокровищами человеческого знания, к новому его обогащению. Когда я в университете — я дома, а когда я дома — я учусь». Это слияние личного быта и науки мы и стремились воплотить в архитектуре здания. Нам хотелось, чтобы каждый, кто проведет несколько лет в его стенах, считал бы эти годы самыми лучшими в своей жизни.

Так родилось решение разместить студенческие и аспирантские общежития для б тысяч человек и

4