Техника - молодёжи 1951-12, страница 12

Техника - молодёжи 1951-12, страница 12
Работы лауреатов Сталинских премий

Г

Инженер 3. ВРАГИНСКИИ

При возведении стальных каркасов зданий на строительстве железнодорожных мостов, при сооружении доменных и мартеновских печей, да и во многих других случаях очень часто производится кислородная резка металла. Узкое лезвие пламени, имеющего большой избыток кислорода, легко разрезает тридцатисантиметровые стальные болванки. Линия разреза при этом может иметь любую конфигурацию.

Однако режутся кислородом только мягкие стали с содержанием углерода не свыше 0,7 процента. Чугун, в котором содержание углерода превосходит 1,7 процента, кислородным пламенем разрезать невозможно.

Дело в том, что хорошо режутся кислородным пламенем только те металлы, у которых температура плавления выше температуры плавления их окислов. В этом случае металл плавится в пламени горелки, образуя с избыточным кислородом окисел, который также оказывается жидким и не мешает окислению дальнейших слоев металла. Если же окисел металла оказывается более тугоплавким, чем сам металл, то он покрывает твердой коркой поверхность жидкого, металла. Эта твердая корка, словно непреодолимая бронь, встает перед узким лезвием пламени. Этим и объясняется, что кислородное пламя режет мягкую сталь и не режет чугун и сильно легированные хромом или никелем стали. Мягкие стали плавятся при температурах около 1500°, окислы же их плавятся при температурах примерно в

Рис. С. НАУМОВА

13003. А у чугуна дело обстоит иначе. Температура плавления чугуна равна примерно 1200°, а окислы его плавятся только при 1370°. В первом случае температура плавления окислов ниже, во втором—выше температуры плавления основного металла.

Советские ученые нашли способ резать кислородным пламенем чугун. Сущность этого способа заключается в том, что в место образования твердых тугоплавких окислов поступает вместе со струей пламени специальный порощок — флюс. Сгорая прямо на корке окисла, флюс выделяет много тепла и плавит эту корку, разбивает пан-цырь, которым прикрывает себя разрезаемый чугун. В качестве флюса применяется железный порошок.

Установка для кислородной резки чугуна компактна, удобна в перевозке и обращении.

За разработку этого способа кислородной резки чугуна А. И. Шаш-ков, Г. Б. Евсеев, А. А. Жорин. С. Г. Гузов, О. Ш. Спектор и А. И. Казанский удостоены Сталинской премии.

Схема установки для кислородной резки чугуна. Наиболее интересным узлом ее является флюсопитатгль, представляющий собой герметически закрывающийся бункер с инжекторным устройством (1) внизу и вибратором (2) сверху. Вибратор служит для постоянного встряхивания бункера, чтобы порошок флюса в нем не мог слежаться. Оригинально устроен и резак (3), имеющий по существу два пламени. Первое — подогревающее — питается сквозь боковые отверстия (а) смесью ацетилена и кислорода, образующейся в смесительной камере (б). Ко второму — режущему— пламени сквозь центральное отверстие (в) подается кислородно-флюсовая смесь, увлекаемая инжектирующим действием струи кислорода, выходящего

из сопла (г).

идет нормально, каждый фонарь горит бледнокрасным огнем. Но лишь только что-нибудь не ладится, семафор загорается яркокрасным, аварийным светом, требуя наладчика.

Наладчики настолько изучили свои машины, что тревожный красный сигнал загорается чрезвычайно редко. Слух каждого человека, обслуживающего машины и станки, должен улавливать первые же легкие «хрипы» механизма гораздо раньше, чем они перейдут в «кашель».

На автоматическом заводе работают только рабочие высокой квалификации, умеющие быстро устранять любые повреждения. Но заняты они чрезвычайно мало, ибо завод-автомат — это прообраз завода будущею, когда за человека всё будут выполнять машины.

Мы можем представить себе громадные, залитые ярким светом цехи, в которых совсем не будет людей. Из этих цехов из! отовленные детали будут стекаться в сборочный цех и там автоматически собираться в целые машины. Все развивающееся и развивающееся применение электронной техники, не требующей наблюдения человека за действием самых сложных устройств, позволяет надеяться, что все без исключения операции, вплоть до доставки готовой машины в склад, могут выполняться без участия рабочих, мастеров, инженероз.

Чудесные заводы-автоматы впервые в мире созданы у нас, и это не могло быть иначе. Ибо только в стране, идущей к коммунизму, человеческий гений направлен на всемерное облегчение физического труда, на превращение его а радость, в наслаждение.

конце завода. Но пульт диспетчера здесь — мозг автоматического завода. Весь путь поршня проходит перед глазами диспетчера. Светящиеся сигналы показывают, как идет работа печи, станков, машин. Диспетчер сразу видит узел, где произошла задержка, поломка, где нужна быстрая помощь наладчика. Счетчики, расположенные тут же, считают, сколько отлито поршней, сколько забраковано по твердости, сколько деталей прошло механическую обработку, сколько годных поршней пропустил контрольно-сортировочный автомат, сколько упаковано изделий. Один человек, сидя перед пультом, видит работу целого завода, имеет возможность в любую минуту вмешаться в нее.

Ч удесное зрелище представляет собою завод-автомат!

Мощным кубом высится печь. От одного станка к другому передаются отливки, превращающиеся в конце концов в готовые поршни, попадающие в коробки, запечатанные липкой лентой. И нет литейщиков с их стеклами и очками, нет станочников с торчащим из грудных карманов мерительным инструментом, нет работников контроля с их привычно-зорким, наметанным взглядом, нет торопливых упакоэшиков.

И когда вдруг где-то в стороне обнаруживаешь од-ного-двух человек, занятых своим делом, не веришь, что именно эти люди обеспечивают нормальную работу автоматического завода, или «А-Зе», как его сокращенно называют.

Вдоль всего завода тянется линия трехгранных фонарей, поднятых высоко над станками. Когда дело

10