Техника - молодёжи 1951-12, страница 13У лицы сверкали разноцветными огнями. Люди шумели, пели, смеялись. Вверх уходили светящиеся дороги прожекторных лучей, и там, в вышине, виден был портрет любимого вождя, будто гигантская кйсть художника написала его на большом куске темного московского неба... Помнят москвичи и день Победы, когда впервые в праздничном небе появилось цветное изображение ордена Победы. «Как созданы эти изображения в воздухе?» Проще всего предположить, что взяли огромный холст, такой огромный, что им можно было бы при желании покрыть весь фасад гостиницы «Москва»», и на нем масляными красками написали колоссальный орден Победы. Но направленный на такую картину мощный и холодный прожекторный луч исказил бы краски. Да и как холст, затянутый в раму, поднять на большую высоту? Ветер разорвет его в клочья. Цветное изображение, демонстрируемое высоко в воздухе, художник наносит не на холст, а на огромную сеть, сделанную по типу рыболовной, только с гораздо более крупными ячейками. Красками же служат ему куски хлопчатобумажной ткани, окрашенные в различные цвета. При этом, чтобы материя теплых тонов, близких к цвету человеческой кожи, не обесцветилась в лучах прожектора, ее обрабатывают дополнительно раствором красного стрептоцида. Роль масляных красок выполняют также и разноцветные сети с более мелкими, чем у основной сети, ячейками. Куски ткани различной конфигурации выкладывают на сети так, что, соединяясь, они создают сплошное цветное изображение. А чтобы добиться объемности, дать там, где нужно, тень или полутень 1. Автомобиль с лебедкой. 2. Аэростат. 3. Изображение. 4. Трос. 5. Рейка. 6. Крегыение основной сети. 7. Деталь изображения — «алмаз». 8. Монтаж цветных сетей. или передать фактуру материала, пользуются опять-таки сеткой. Делается это так: цветные сети с маленькими ячейками накладывают таким образом, чтобы диагональ квадратика одной сети располагалась по горизонтали, а диагональ другой — по вертикали, то-есть параллельно лучу прожектора. Тогда свет, падая на сетку, отражается от каждого угла ячейки и начинает светиться маленьким ореолом. Ореолы множества уголков сливаются, и мы видим сплошное мягкое свечение. Чем больше сетей, тем. больше углов и тем светлее кажутся эти места. Там, где требуется глубокий темный тон, на нашем своеобразном полотне оставляют пустые пространства. Ночное небо само дорисовывает на поднятом изображении бархатистые тени. Темное небо — превосходный фон, придающий контрастность изображению. Тот, кто видел в ночной выси орден Победы, не мог не запомнить сверкающих бриллиантов. Они переливались всеми огнями, словно в колоссальный орден вставили камни небывалой величины и тончайших граней. На «амом деле это были диски, вырезанные из прорезиненной баллонной ткани. Диски покрывают с двух сторон алюминиевым по рошком, а потом слоями лака трех или четырех близких друг к другу тонов. Направленный на диск луч прожектора, пройдя цветной слой лака, окрашивается и отражается от блестящей алюминиевой поверхности. Ветерок колышет диски, отраженный прожекторный луч окрашивается лаком то в один, то в другой цвет, и у зрителя получается полная иллюзия игры необыкновенных по красоте камней. Вокруг каждого «камня» оставляют свободное пространство, и оправой каждому бриллианту служит ночное небо, еще больше подчеркивающее игру сияющих красок. Для подъема и закрепления изображения в воздухе придумана особая конструкция, поднимаемая на тросе аэростатом. Сеть, на которую крепится изображение, имеет форму трапеции. Верхнее и нижнее основание этой трапеции делается жестким, из дюралюминиевых трубок. Левую сторону ее прикрепляют к тросу аэростата особыми, скользящими по нему пальцами. Правую оставляют свободной. Конструкцию прикрепляют к тросу аэростата в 200 —300 метрах от него, только в одной точке. Система конструкции настолько эластична, что даже сильные порывы ветра не смогут повредить ее. С. СИЛИН Рисунки автора 11
|